Финансовая пирамида. Суть, история, основные признаки

 

Этим термином называют схему привлечения инвестиций, при которой выплаты процентов предыдущим вкладчикам производятся за счёт средств внесённых последующими вкладчиками. По своей сути финансовая пирамида является мошенничеством.

Однако бывают случаи, когда в такую пирамиду превращается сбор средств, на какой либо проект (инвестиции в проект). Это происходит по той причине, что проект просто на просто не приносит запланированной прибыли и для того чтобы выплатить деньги своим инвесторам, создатели проекта вынуждены привлекать всё новые и новые инвестиции, в надежде на то, что проект всё же раскрутится.

Суть и признаки финансовой пирамиды

История возникновения термина

Первой финансовой пирамидой считается созданная в 1919 году компания «The Securities and Exchange Company». Учредил эту компанию Чарльз Понци. Официально декларировался тот факт, что компания специализируется на перепродаже международных ответных купонов. Однако по факту, ни о какой перепродаже не могло быть и речи, поскольку эти купоны можно было обменять лишь на почтовые марки. Чарльз Понци обещал своим инвесторам стопроцентную прибыль в течение 90 дней (или 50% за 45 дней).

Эта пирамида рухнула через год после своего создания, в 1920 году. К этому моменту Понци так раскрутил своё детище, что собирал по 250000 долларов инвестиций в день. Причиной падения этого колосса на глиняных ногах стала статья в журнале «Post Magazine». В этой статье был приведён простой расчёт количества купонов компании, которые должны были находиться в обращении для того чтобы выплатить обещанные проценты. В результате расчёта было определено, что необходимое количество купонов, превышает реальное их количество в 6000 раз.

Основные признаки финансовой пирамиды

  1. Участникам обещаются фиксированные выплаты никак не связанные с реальной прибылью компании;
  2. Обещание дохода в несколько раз превышающего средний доход по рынку. Как правило, такие обещания щедро сдабриваются разного рода «гарантиями» отсутствия риска;
  3. Мощная рекламная компания, расписывающая все прелести инвестирования, но при этом полное отсутствие информации о реальных источниках дохода. Часто это преподносится как секретная, конфиденциальная информация. Следует иметь в виду, что любая инвестиционная компания, привлекающая средства вкладчиков, обязана предоставлять им всю необходимую информацию, как в самом начале своего существования, так и в дальнейшем (с помощью ежеквартальных и годовых отчётов).
  4. Как правило, отсутствует официальная регистрация, устав и прочие необходимые документы для осуществления подобного рода деятельности (привлечения инвестиций). Отсутствие информации об организаторах также является одним из признаков финансовой пирамиды.