Хеджирование рисков – простыми словами

 

По своей сути хеджирование это страховка от неблагоприятного движения цен на рынке. Хеджирование осуществляется путем одновременного заключения разнонаправленных сделок с однородными финансовыми инструментами.

Слово hedge, лежащее в корне рассматриваемого нами термина, в переводе с английского означает – изгородь, преграда, препятствие.

Для примера рассмотрим финансовую организацию, которой по тем или иным причинам потребовалось перевести часть активов в иностранную валюту сроком на один год. При этом у главы данной организации существуют опасения на тот счет, что валюта, в которую переводятся активы, может сильно упасть в цене. Чтобы исключить риск потери организация производит покупку необходимого количества валюты одновременно с продажей фьючерсных контрактов на ту же валюту со сроком исполнения равным один год.

В том случае если через год рассматриваемая валюта действительно упадёт в цене, то полученный убыток перекроет прибыль, полученная от короткой продажи фьючерсных контрактов. А если курс валюты поднимется, то предприятие всё равно останется при своих, так как убыток от коротких продаж фьючерсов, в данном случае перекроется прибылью от роста курса валюты, в которую были переведены активы.

Или вот ещё один пример хеджирования рисков. Представьте себе хлебопекарную компанию решившую застраховаться от роста цен на зерно в будущем. Для этого она приобретает фьючерсные контракты на зерно в том объеме, который может ей понадобиться в ближайшем будущем.

Теперь если цена на зерно поднимется, компания сможет приобрести его по более низкой стоимости обозначенной в хеджирующем фьючерсном контракте. А если цена на зерно снизится, то компания потерпит убыток равный разнице, между ценой, оговоренной в контракте и реальной рыночной ценой. Однако этот убыток будет являться ни чем иным как платой за отсутствие риска.

Виды хеджирования

Классическое хеджирование (хеджирование в чистом виде) представляет собой покупку реального товара с одновременной продажей фьючерса на этот товар. Наряду с классическим, в настоящее время применяются такие виды хеджирования как:

  • Полное
  • Частичное
  • Предвосхищающее
  • Селективное
  • Перекрестное

Полное хеджирование предполагает полное исключение риска и производится на всю сумму сделки.

Частичное хеджирование в отличие от полного, предполагает страхование только части суммы сделки.

В случае предвосхищающего хеджирования, покупка фьючерса (или другого хеджирущего дериватива) производится задолго до покупки реального товара (базового актива).

При селективном хеджировании нет чёткого соответствия между объёмами и временем сделок по фьючерсам и по базовому активу.

Перекрёстное хеджирование отличается от классического тем, что хеджирующая сделка открывается не на дериватив от покупаемого базового актива, а на другой финансовый инструмент с высокой степенью корреляции к нему.

Как появилось хеджирование рисков

Считается, что понятие хеджирование, пришло к нам из средневековой Японии. В те давние времена, когда основой японской экономики были не крупные транснациональные корпорации, а банальные зёрна риса. Те, кто владел большими запасами риса, обладали властью, богатством и всем тем, что могут дать человеку деньги.

В связи с этим, цена на рис имела поистине стратегическое значение. Диктуемая соотношением спроса и предложения, эта цена повышалась при преобладании спроса (при плохом урожае) и понижалась, когда на рынке превалировало предложение (при хорошем урожае риса). Таким образом будущий урожай имел огромное влияние на экономическую (а вместе с ней и на политическую) обстановку в стране.

Продавцы риса боялись прогадать в случае хорошего урожая и снижения цены, а покупатели, наоборот, боялись того, что в случае плохого урожая цены могут оказаться непомерно высокими. Для того чтобы как-то нивелировать влияние урожайности на цену стратегического продукта, японцы придумали заключать договора на поставку риса по заранее оговоренной цене. То есть, ещё до сбора урожая (когда ещё не ясно насколько уродится рис в этом году), стороны договаривались между собой следующим образом:

  • Продавец обязывался поставить оговоренную партию риса по определённой цене, в независимости от того каким будет текущий урожай и соответственно рыночная цена на рис;
  • Покупатель обязывался приобрести эту партию по оговоренной цене в независимости от того какой в итоге окажется рыночная цена риса.

В итоге, если рыночная цена отличалась от договорной, то одна из сторон оказывалась в прибыли, а другая в убытке (но убыток этот был заранее запланирован и являлся, по сути, страховым взносом за снижение риска).

Так, если, например, вследствие неблагоприятных погодных условий, урожай риса оставлял желать лучшего, то рыночная цена на него возрастала, и выигрывал покупатель, заранее договорившийся о покупке по более низкой цене. Продавец вынужден был продавать ему товар по заранее оговоренной цене, в то время как на рынке сейчас он мог бы выручить за него гораздо большую сумму.

А если, наоборот, урожай риса оказывался очень хорошим, то цена на него снижалась ввиду обилия предложения. В этом случае выигрывал продавец, который заранее договорился о поставке по более высокой цене. Покупателю же это было не выгодно, так как на рынке он мог бы приобрести этот товар гораздо дешевле (но договор есть договор, и его невыполнение в те времена, как минимум грозило потерей репутации, а как максимум – бесчестием).

Основные инструменты хеджирования

Как уже упоминалось выше, в качестве хеджирующих инструментов в основном применяются деривативы (производные финансовые инструменты) на базовый финансовый актив (сделка по которому страхуется).

Условно все эти инструменты можно поделить на две основные категории:

  1. Биржевые инструменты хеджирования
  2. Внебиржевые инструменты хеджирования

Биржевые, как уже понятно из названия, торгуются на биржах. К ним относятся такие финансовые инструменты как фьючерсы и опционы. К их достоинствам можно отнести доступность, ликвидность, относительно небольшие комиссионные расходы, надёжность. А основным недостатком является чёткая стандартизованность такого рода контрактов обусловленная правилами биржи (жёстко ограничены сроки поставки, количество и вид товара).

Внебиржевые инструменты хеджирования применяются при контакте между сторонами напрямую или при посредничестве дилера. К ним относятся форвардные контракты и свопы. Здесь достоинством является отсутствие ограничений на виды товаров, их объёмы и сроки поставки (всё будет так, как стороны договорятся между собой сами, или через посредничество дилера). Недостатков тут гораздо больше, к основным из них относятся: относительно высокие накладные расходы, низкая ликвидность, риск невыполнения одной из сторон, взятых на себя обязательств.

Резюме

Хеджирование это страховка. Продавцы страхуются от того, что цена понизится, а покупатели – от того, что цена повысится. И та и другая сторона оказываются в прибыли, если «наступает страховой случай» (продавцы оказываются в прибыли, если цена снижается, а покупатели – если цена повышается). Справедливо также и то, что и та и другая сторона терпят убыток в том случае если «страховой случай» не наступит, однако этот убыток следует рассматривать как обычный страховой взнос или плату за снижение риска.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.