Что такое активы и пассивы компании

Index FX RU 728x90_1  

Торговля на фондовом рынке (как впрочем, и на любом другом) предполагает определённый предварительный анализ торгуемых финансовых инструментов. Так, например, покупка акций требует как минимум проведения оценки компании-эмитента по таким основным критериям как прибыль за последний отчётный год, соотношение реальной стоимости к рыночной капитализации компании и т.п. Вы же не хотите столкнуться с очередным мыльным пузырём или вложить свои деньги в очередную финансовую пирамиду?

Начиная анализировать компанию-эмитента рассматриваемых к покупке акций, трейдер неизбежно сталкивается с такими понятиями как её активы и пассивы. Эти термины, отлично знакомые любому бухгалтеру, порой непонятны многим, особенно начинающим, трейдерам торгующим на фондовом рынке. А между тем, без этих понятий невозможно провести качественный фундаментальный анализ и оценить привлекательность акций той или иной компании в качестве объекта инвестирования.  Я предлагаю вам сейчас потратить 5 минут своего времени для того чтобы восполнить этот досадный пробел в своих знаниях.

Для начала коротко. Если говорить простыми словами, то к активам можно отнести всё материальное (помещения, оборудование, оборотные средства и т.п.) и нематериальное (торговая марка, интеллектуальная собственность и т.п.) имущество компании. А к пассивам относятся все обязательства компании (задолженность по кредиту или овердрафту и т.п.).

Активы и пассивы представляют собой две половины бухгалтерского отчёта компании, и в идеале они должны уравновешивать друг друга образовывая баланс.

А теперь подробнее. Давайте рассмотрим каждое из этих понятий в отдельности, разберём их по косточкам, а затем вновь сложим воедино.

Активы компании

Это левая сторона баланса компании. Именно здесь отображается всё то, чем по факту она обладает и из чего может извлекать экономическую выгоду.

Согласно трактовке Международных стандартов финансовой отчётности (МСФО), к активам относятся все те ресурсы компании, контроль над которыми был ей получен в прошлом, а экономическая выгода от них ожидается в будущем.

В общепринятых принципах бухгалтерского учёта (GAAP) выделяются три существенные характеристики активов:

  1. Активы компании позволяют ей получать, в перспективе, экономические выгоды за счёт своего потенциала (как каждого актива в отдельности, так и их сочетания друг с другом). А это, в свою очередь, приводит к росту чистых денежных потоков;
  2. Компания может не только получать выгоду от использования того или иного актива, но и контролировать её;
  3. То событие (транзакция, сделка), которое привело к контролю компании над выгодой от актива, уже произошло.
Общепринятые принципы бухгалтерского учёта (GAAP)
Выдержка из общепринятых принципов бухгалтерского учёта (GAAP)

Активы компании можно классифицировать по следующим категориям:

  1. По характеру использования в текущей деятельности компании:
  • Оборотные;
  • Внеоборотные.
  1. По форме:
  • Материальные;
  • Нематериальные;
  • Финансовые.
  1. По степени ликвидности:
  • Высоколиквидные;
  • Низколиквидные;
  • Неликвидные.
  1. По источнику формирования:
  • Валовые;
  • Чистые.

Кроме этого, отдельно можно выделить такие категории активов как:

  1. Скрытые активы;
  2. Мнимые активы.

Классификация активов компании

К оборотным активам можно отнести те, которые используются для ежедневного поддержания функциональности компании. К ним можно отнести ту часть материальных запасов, которая расходуется в текущем производстве, дебиторскую задолженность, а также просто денежные средства, используемые для текущих взаиморасчётов.

Внеоборотные активы не участвуют в текущей деятельности компании, они изъяты из оборота, но отражаются в балансе компании. К ним можно отнести долгосрочные финансовые вложения (срок окупаемости которых находится в относительно далёком будущем), различные нематериальные активы и т.п.

Материальными называют все активы имеющие материальную форму. Это всё то, что можно, в буквальном смысле слова, пощупать руками: офисная мебель, производственные помещения, оборудование, инструменты, компьютеры и т.д., и т.п..

Нематериальными активами, соответственно, называют всё то, что хотя и существует по факту (и стоит определённых денег), но при этом не имеет какой либо материальной формы. Это, например, торговая марка или бренд компании, патенты, объекты интеллектуальной собственности.

К финансовым активам относятся в первую очередь сами деньги находящиеся на счетах компании или вложенные в разного рода финансовые инструменты (акции, облигации и пр.). Также к этой категории относится и дебиторская задолженность.

Степень ликвидности подразумевает ту скорость, с которой тот или иной актив можно перевести в денежную форму (по цене близкой к рыночной). Сами деньги, априори, являются активом с высочайшей степенью ликвидности. Далее, по степени ликвидности идут различные ценные бумаги (акции, облигации). Здания и оборудование по большей части относятся к низколиквидным активам, т.е. их конечно можно при желании превратить в деньги, но это займёт либо слишком много времени, либо сделка будет совершена по заведомо невыгодной цене (активы будут проданы по цене гораздо ниже их рыночной стоимости). Ну и к неликвидным активам относят такие, которые продать или в принципе невозможно, или это очень трудно будет сделать даже по заведомо низкой цене.

К чистым активам относят только те, которые были сформированы исключительно за счёт собственных средств компании. Тогда как, валовыми активами называют такие, в формировании которых помимо собственных, использовались ещё и заёмные средства.

Скрытыми называют активы не отражённые в балансе компании, но, тем не менее, дающие ей определённые преимущества и экономическую выгоду. Их отсутствие в балансе может объясняться, например, списанием либо тем, что по действующему законодательству они не могут подлежать бухгалтерскому учёту. Неучтённость такого рода, приводит к занижению балансовой стоимости предприятия относительно реальной стоимости его активов.

Мнимыми называют такие активы, которые, напротив, отражены в балансе компании, но по факту они отсутствуют или не несут ей никакой экономической выгоды (либо эта выгода очень мала по сравнению со стоимостью самого актива). Существование такого рода активов объясняется несвоевременным списанием или даже откровенно мошеннической деятельностью с целью искусственного завышения балансовой стоимости компании.

Пассивы компании

Это правая сторона баланса компании. В противоположность активам, эта категория подразумевает все обязательства взятые на себя предприятием.

Иначе пассивы ещё называют источником формирования активов предприятия. Для того чтобы это наглядно проиллюстрировать, давайте рассмотрим простой пример. Предположим, что предприятие взяло в кредит, на своё развитие, сто миллионов рублей. Бухгалтер записал в графе «пассивы» – обязательство перед банком, по выплате взятого кредита. После этого денежные средства были направлены в оборот предприятия (на закупку сырья, расширение парка оборудования и т.п.) и бухгалтер записал купленное сырьё и оборудование в активы предприятия. Так пассивы стали источником активов.

Все пассивы можно подразделить на:

  1. Текущие пассивы;
  2. Долгосрочные долги;
  3. Долгосрочные обязательства.

Классификация пассивов компании

Текущими пассивами называют такие обязательства, которые должны быть погашены в следующем году.

Долгосрочные долги – это обязательства, срок погашения которых превышает один год. К ним относят обязательства компании по выпущенным ей долгосрочным облигациям, а также, например, по возврату взятой в сторонней финансовой организации долгосрочной ссуды.

К долгосрочным обязательствам относят то, что компания должна будет заплатить правительству (в виде отложенных налогов), своим сотрудникам и арендодателям (если используется арендованное имущество).

Обязательство – это задолженность компании, возникшая вследствие её административно-хозяйственной деятельности и существующая на отчётную дату, погашение которой должно привести к оттоку активов.

Выдержка из «Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике России»

Помимо этого все пассивы компании можно подразделить на:

  • Мнимые обязательства;
  • Скрытые обязательства.

Мнимыми считаются такие обязательства, которые хотя и отображаются в бухгалтерском учёте, но по факту, задолженности по ним уже нет. То есть, они не ведут к оттоку активов компании. Наличие таких обязательств, как правило, связано с тем, что факт их погашения не был вовремя отображен в балансе компании. Их учёт приводит к завышению величины пассивов, а, следовательно, к занижению величины чистых активов предприятия.

Скрытыми называют такие обязательства компании, которые, напротив, по каким либо причинам не были отражены в бухгалтерском учёте компании, несмотря на факт своего существования. Учёт таких обязательств может привести к занижению величины пассивов и завышению величины чистых активов предприятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.