Юридическое лицо, в руках которого сосредоточены контрольные пакеты акций (или паёв) нескольких (дочерних) компаний, называют холдинговой компанией. При этом вся структура, состоящая из материнской (холдинговой) и дочерних компаний, именуется холдингом.
Все дочерние компании, входящие в состав холдинга, хотя и теряют свою самостоятельность, но сохраняют юридическое лицо. В отличие от концернов, компании входящие в состав холдинга не должны быть обязательно связаны между собой какими-либо контрактами или соглашениями.
Термин холдинг происходит от английского слова «hold», в переводе означающего «держать, иметь, владеть».
Среди целей создания холдинговой компании обычно выделяют такие, как:
- Освоение новых секторов рынка;
- Снижение производственных издержек.
В первом случае холдинговая компания собирает под своим крылом компании из той же или близкой отрасли, для того, чтобы наиболее полно реализоваться, что называется, на своём поле деятельности. Такого рода объединение получило название «горизонтальная интеграция».
Примером такой интеграции может быть объединение в холдинг предприятий агропромышленного комплекса занимающихся производством зерна, молока, мяса и т.п. То есть, предприятий относящихся к одной отрасли (в данном примере, к сельскому хозяйству), но занимающих в ней разные сектора. Объединение их в холдинг, позволяет холдинговой компании получить контроль над значительной долей в производстве сельскохозяйственной продукции.
Во втором случае речь идёт об интеграции компаний по принципу технологической цепочки. Допустим, холдинговая компания занимающаяся производством хлебобулочных изделий, для улучшения своей логистики и уменьшения производственных издержек, может получить контроль над рядом предприятий занимающихся выращиванием зерновых культур и изготовлением муки. Такой тип интеграции принято называть – вертикальной.
Кроме этого холдинговые компании иногда образуются путём создания новых предприятий, и в дальнейшем, если они доказывали свою эффективность, присоединения их к холдингу. Таким образом действовал, например, Эндрю Карнеги, прозванный «стальным королём». Эта тактика позволяла ему избежать больших расходов связанных с банкротством предприятий уже входящих в холдинг. Он исключал слабое звено из своей цепочки производства ещё на этапе зарождения.
Нередки случаи образования холдингов из двух холдинговых компаний. Это может быть реализовано путём создания новой холдинговой компании, в управление которой передаются по 100% акций обоих холдингов. Примером этого может служить образование компании Estel NV из двух сталелитейных холдингов KN Hoogovens NV и Hoesch AG.
Ещё один способ образования холдинговой компании сводится к делению большой компании на несколько маленьких, в процессе её реструктуризации. Такие холдинги, в массовом количестве, создавались в России начала 90-х годов. Тогда огромные предприятия, доставшиеся новоиспечённым олигархам в наследство от СССР, часто делили на ряд небольших компаний с сохранением полного контроля над ними (100% акций).
Управление холдингом происходит аналогично управлению любой отдельно взятой акционерной компанией и осуществляется посредством собраний акционеров и совета директоров. Единственным принципиальным отличием здесь является то, что доли основных акционеров здесь чётко определены, позволяя им управлять всей группой компаний входящих в холдинг.
На ключевые посты в компаниях составляющих холдинг обычно расставляются топ менеджеры, позволяющие повысить управляемость холдингом в целом. Мотивацией для них обычно служит определённая доля акций, получая которую топ менеджер становится партнёром холдинговой компании. Плюс к этому, при эффективном управлении эта доля акций будет расти в цене, увеличивая, тем самым, и благосостояние вновь испечённого партнёра.