Данный термин происходит от английского слова cashback, и в дословном переводе означает: деньги обратно (cash – наличка, деньги; back – назад, обратно). Ну и пришёл он к нам, как нетрудно догадаться, из США.
Кэшбэк по сути своей является одной из разновидностей скидки, предоставляемой покупателю через определённый срок после оплаты товара или услуги.
Основные отличия кэшбэка от простой скидки:
- В отличие от традиционной скидки кэшбэк выплачивается не продавцом товара (или услуги), а третьей стороной – аффилиатом. Аффилиат же, в свою очередь, выплачивает его из тех комиссионных, которые он получил от продавца в качестве вознаграждения за привлечение (прямое или косвенное) клиента.
- Ещё одним отличием, является отсрочка выплаты. То есть кэшбэк возвращается покупателю не в момент покупки (оплаты товара или услуги), а через некоторое время. Зачем нужна такая отсрочка? Ну, например, в розничной торговле она, как правило, равна сроку отведённому покупателю на обмен и возврат товара в соответствие с законом о защите прав потребителей. Это делается с той целью, чтобы исключить попытки особо ушлых граждан возвращать купленный товар сразу после получения кэшбэка за него.
Где применяется кэшбэк
В настоящее время практика кэшбэка получает широкое распространение во всех отраслях так или иначе связанных с продажами товаров либо услуг, наиболее она распространена в следующих сферах:
В сфере интернет-трейдинга
Начну я именно с этой сферы, поскольку она наиболее близка мне по духу. Здесь кэшбэк ещё называют рибейтом. Название сути дела не меняет и рибейт представляет собой тот же возврат части комиссии, полученной за привлечение клиента (а точнее от тех средств, которые вновь привлечённый клиент потратил на совершение сделок).
Механизм взаимоотношений здесь следующий:
- Лицо или организация выступающая в роли аффилиата, заключает партнёрское соглашение с брокером.
- Аффилиат привлекает клиентов для брокера, заманивая их, в том числе и обещанием выплаты рибейта (кэшбэка) с каждой совершённой сделки вне зависимости от того прибыльной или убыточной она окажется.
- Клиент регистрируется по партнёрской ссылке аффилиата (так брокер может видеть через кого именно был привлечён каждый новый клиент), вносит деньги на свой торговый счёт и начинает совершать сделки.
- За каждую совершённую клиентом сделку, брокер выплачивает аффилиату заранее оговоренные комиссионные. А аффилиат, в свою очередь, делится частью этих комиссионных с привлечённым клиентом.
В банковской сфере
Многие банки выпускают пластиковые карты с кэшбэком (это могут быть как кредитные, так и дебетовые карты). Целью является стимулировать клиента использовать для оплаты своих покупок не наличные деньги, а деньги, хранящиеся на счёте в банке. Таким образом, банковские организации стремятся уменьшить количество выдаваемых наличных средств, одновременно увеличивая при этом размер средств хранящихся на счетах клиентов.
Кэшбэк по банковской карте может предоставляться как при каждой покупке, так и при покупках только в определённых местах. Во втором случае имеется ввиду партнёрская программа между конкретными магазинами, торговыми сетями и пр. и банком эмитентом пластиковой карты. В любом случае это должно быть оговорено в договоре, заключаемом между держателем пластиковой карты и банком.
В сфере интернет-маркетинга
В данной отрасли сотрудничество также происходит между тремя основными сторонами:
- Покупатель
- Продавец
- Аффилиат
Покупатель приобретает товар у продавца после регистрации по партнёрской ссылке у аффилиата (к такой регистрации его может сподвигнуть само обещание кэшбэка).
В настоящее время создаются огромные интернет порталы, заключающие партнёрские соглашения со многими магазинами и целыми торговыми сетями, основной целью которых является заработок на комиссии, получаемой за привлечение новых клиентов.
Часто такие сервисы предоставляют услуги по поиску нужных товаров и сравнению цен на них. Для удобства клиентов, помимо традиционной оплаты банковской картой или наличными, они предлагают способы оплаты через Webmoney, Яндекс Деньги, QIWI и другие популярные интернет-кошельки.
В гостиничном бизнесе
Схема кэшбэка получила широкое распространение в гостиничном бизнесе. Это произошло отчасти из-за того, что услугами гостиниц пользуются в основном люди находящиеся в командировках (я сейчас говорю о гостиницах расположенных не на черноморских курортах, а в большей части российских городов). В таких случаях люди замотивированы на использование сервисов предоставляющих кэшбэк тем простым фактом, что все расходы на проживание в гостинице оплачивает работодатель, а вот кэшбэк возвращается уже на карту сотрудника.