Краудинвестинг: что это такое, основные плюсы и минусы

Index FX RU 728x90_1  

Название термина происходит от английского словосочетания crowd investing. Слово  crowd означает в переводе – толпа, народ; а слово investing – инвестирование. Таким образом, смысл термина краудинвестинг заключается в выражении: инвестирование толпой или народное инвестирование (второй вариант перевода, пожалуй, более благозвучен).

Краудинвестинг

Суть краудинвестинга заключается в привлечении небольших сумм денег от большого количества инвесторов. Ставка здесь делается в основном на массовость (пусть суммы небольшие, но их численность с лихвой покрывает этот недостаток). Поэтому основным средством для поиска и привлечения инвесторов является всемирная паутина сети интернет.

Краудинвестинг иногда называют акционерным краудфандингом. Это обусловлено тем, что каждый инвестор, внёсший свою лепту в развиваемый стартап, получает свою долю собственности в нём (пропорциональную размеру внесённых инвестиций). Вместе с этим у него появляется право на часть дальнейших прибылей компании-стартапа, ну и, куда же без этого, – он берёт на себя риск невозврата своих инвестиций по причине провала компании (что случается со статртапами довольно часто).

Краудфандинг – это тоже народный сбор средств для финансирования какого либо проекта, но в данном случае не подразумевается никакой доли собственности в компании. Инвесторы, в данном случае, могут рассчитывать на определённые вознаграждения и разные прочие плюшки (например, эксклюзивное право на приобретение выпускаемого за счёт собранных средств, продукта).

По уровню риска краудинвестинг сродни венчурному инвестированию. Также велика вероятность невозврата инвестиций, но вместе с тем, в случае успеха проекта, предполагаемое вознаграждение может во много раз превысить первоначальные вложения. К такому типу финансирования в основном прибегают компании, не имеющие возможности привлечь средства другими популярными способами (эмиссия ценных бумаг, банковский кредит и т.п.). То есть это, по большей части, компании не входящие в листинги бирж и не имеющие достаточной (или удовлетворительной для банка) кредитной истории.

Привлечение средств происходит через специализированные интернет-сайты, называемые краудинвестинговыми платформами. Суть деятельности таких платформ состоит в том, чтобы свести инвесторов и компании между собой. Некоторые из них проводят предварительную оценку стартапов, на которые объявляется сбор средств, а большинство – ограничиваются лишь тем, что сводят заинтересованные стороны между собой (разумеется, не забывая получать и свой процент прибыли).

Отчасти по причине относительной молодости рассматриваемого вида инвестирования, краудинвестинг пока не имеет под собой удовлетворительной законодательной базы (по крайней мере, в нашей стране). США и Евросоюз продвинулись в этом направлении значительно дальше, но и там существуют определённые ограничения, препятствующие более широкому распространению краудинвестинга. В частности, по американскому законодательству, до недавнего времени, в качестве участников такого рода проектов могли выступать только аккредитованные инвесторы (а это, в свою очередь предполагало наличие годового дохода в размере от 200000 долларов или наличие капитала в размере не менее 1000000 долларов).

Плюсы и минусы краудинвестинга

Подводя итоги по всему вышесказанному, можно выделить ряд достоинств и недостатков такого вида инвестирования как краудинвестинг. Давайте начнём с достоинств:

  1. Демократичность, выражающаяся в том, что инвестором может стать любой желающий (если это не противоречит законодательным актам страны, на территории которой зарегистрирована краудинвестинговая площадка) ведь порог вхождения здесь минимальный (порой всего от 10$);
  2. В случае успешного выбора проекта, уровень дохода может многократно превысить первоначальные инвестиции;
  3. Небольшой порог вхождения позволяет диверсифицировать свои вложения, распределив их по нескольким стартапам. Это позволит снизить риски и порой достаточно одного успешно выстрелившего проекта, чтобы с лихвой окупить все свои затраты.

Разумеется, есть здесь и свои недостатки. К основным из них можно отнести:

  1. Проект может не реализоваться по причине недостаточности собранной суммы денег. Это повлечёт за собой потерю всех вложенных средств;
  2. Реализовавшийся проект может не принести запланированной прибыли и вообще оказаться убыточным. Это также чревато для вкладчиков потерей своих инвестиций;
  3. В данной сфере деятельности очень много мошенников. Пользуясь изъянами в существующем законодательстве и лояльностью некоторых краудинвестинговых площадок, они зачастую размещают на них изначально фейковые проекты. Деньги, вложенные в такого рода «стартапы», попросту переходят в карман мошенников и не о каком их возврате не может быть и речи;
  4. Собственно, само отсутствие должной законодательной базы, является, в настоящий момент, одной из самых актуальных проблем краудинвестинга;
  5. Большой риск. Такого рода инвестиции трудно сравнивать даже с вложением денег в акции третьего эшелона. Здесь очень велика вероятность того, что проект просто-напросто не выстрелит.

Кроме этого давайте приведём ряд достоинств краудинвестинга с точки зрения компаний использующих его (или планирующих использовать) как источник для привлечения денежных средств:

  1. Можно поднять проект буквально с нуля. Если предложенная идея в должной мере захватит внимание потенциальных инвесторов, то они с удовольствием примут участие в её развитии;
  2. Благодаря тому, что сбор средств происходит буквально с миру по нитке, компания получает независимость от крупных инвесторов которые могут диктовать свои условия (порой в ущерб развиваемому проекту);
  3. Для привлечения средств достаточно грамотно и красиво изложить свою идею на сайте любой краудинвестинговой площадки. И если проект действительно зацепит массы, то деньги потекут сначала тонким ручейком, а затем и полноводной рекой.

История развития краудинвестинга

Первая успешная краудинвестинговая площадка появилась в 2005 году в Соединённых штатах Америки. Немалым шагом, способствующим развитию данного вида инвестирования, стал закон о финансировании стартапов, подписанный Бараком Обамой в 2012 году. В частности, согласно этому закону все краудинвестинговые площадки (на территории США) должны быть зарегистрированы в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Следующим шагом стало принятие разделов закона Title II, Title III и Title IV. Благодаря этим разделам была разрешена реклама краудинвестинга, а также произошла его легализация для огромных масс непрофессиональных инвесторов.

Платформа AngelList
Американская краудинвестинговая платформа AngelList

В Европе рассвет краудинвестинга пришёлся на 2010-11 года. Флагманом в развитии этого направления здесь по праву считается Великобритания. Вместе с тем, законы некоторых европейских стран, напротив, сильно препятствует развитию этого направления (например, в Дании). А вот в Италии, наоборот, в 2013 году, краудинвестинг был закреплён на законодательном уровне.

Платформа SyndicateRoom
Европейская краудинвестинговая платформа SyndicateRoom

В России первая краудинвестинговая платформа появилась в сентябре 2012 года, однако, не просуществовав и одного года, она закрылась. В 2013 году появился ещё ряд площадок, некоторые из которых стали вполне успешными и существуют поныне.

Платформа StartTrack
Российская краудинвестинговая платформа StartTrack

Суммарный оборот этих площадок относительно мал и недотягивает пока до аналогичных американских проектов (к слову, именно на американские крауинвестинговые платформы приходится порядка 50% от всех инвестиций такого типа).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.