Первичное публичное предложение (IPO)

 

Первое размещение акций на бирже для публичной продажи называют первичным публичным предложением или IPO.  Основной целью IPO является дополнительное привлечение капитала для дальнейшего развития компании. Как правило, компания принявшая решение разместить свои акции на бирже заключает договор с андеррайтером, который собственно и занимается непосредственно продажей акций.

Initial Public Offering, а именно так расшифровывается аббревиатура IPO, означает первичное публичное предложение акций компании-эмитента для неограниченного круга инвесторов.

Следствием IPO, помимо привлечения дополнительного капитала, является повышение ликвидности акций компании (ценные бумаги, имеющие свободное обращение на бирже всегда легче продать). Кроме того вывод акций компании в «свободное плавание» дает наиболее объективную оценку стоимости компании (или ориентир для оценок например при слияниях компаний).

Первичное публичное предложение акций (IPO)

Как проводится IPO

Давайте пошагово рассмотрим весь процесс перехода компании от частной к публичной. А ведь именно это и происходит при IPO, когда акции компании предлагаются широкой общественности вместе с ними передаётся и право на часть её собственности. Каждый отдельно взятый акционер имеет право на часть прибыли и на участие в управлении компанией (размер этого права пропорционален той доли акций, которой он владеет).

Перед тем как выпустить свои акции на биржу, компания проводит целый спектр подготовительных мероприятий. Такого рода подготовка, как правило, длиться от нескольких месяцев до одного года и стоит огромных денег (впрочем, затраченные средства с лихвой компенсируются последующей продажей акций). Столь длительное время подготовки в немалой степени связано с тем, что к любой публичной компании предъявляются куда более строгие требования, нежели к частной.

Выбор андеррайтера

Можно провести первичное публичное размещение акций и силами самой компании, но так практически никто не поступает. Большинство компаний доверяют эту процедуру профессионалам, в роли которых обычно выступают крупные инвестиционные банки (их принято называть андеррайтерами).

После того как компания определилась с андеррайтером, они проводят между собой переговоры в результате которых определяются основные параметры предстоящего размещения акций (цена акций, их общее количество и т.п.) и подписывают соглашение.

Подготовка инвестиционного меморандума

Далее андеррайтер, что называется, берёт бразды правления в свои руки и занимается всей дальнейшей подготовкой вплоть до фактического выпуска акций на бирже. Первым делом он подготавливает инвестиционный меморандум для регулирующего органа той страны, в которой находится торговая площадка (биржа на которую планируется выход). Для нашей страны таким контролирующим органом является Банк России, а, например, для США это SEC (Securities and Exchange Commission).

В подготавливаемый инвестиционный меморандум входят данные о текущем руководстве компании (с подробными биографиями), о текущих акционерах компании. Кроме этого предоставляется подробная финансовая отчётность и раскрывается цель, для которой планируется грядущее привлечение средств. Если предоставленная информация удовлетворяет всем требованиям регулирующего органа, то назначается дата IPO и андеррайтер преступает непосредственно к подготовке размещения акций на бирже.

Подготовка проспекта эмиссии

Этот официальный документ подготавливается и утверждается советом директоров компании-эмитента. В нём должна быть отражена вся информация о компании необходимая для её потенциальных инвесторов. Помимо основных преимуществ компании, в проспекте эмиссии должны быть описаны и все факторы риска связанные с инвестированием в неё.

Проспект эмиссии должен содержать следующие основные разделы:

  1. Общее описание компании и специфики её бизнеса
  2. Основные риски, с которыми могут столкнуться акционеры, инвестировавшие в компанию свои средства
  3. Краткое, а лучше подробное описание того, куда будут направлены средства, полученные в результате первичного публичного предложения акций.
  4. Информация обо всех андеррайтерах участвующих в IPO
  5. Информация о текущих основных акционерах компании, о её руководстве и о ключевом персонале.
  6. Описание итогов работы компании за предшествующие периоды с пояснениями руководства о причинах успехов и неудач.
  7. Комментарии руководства компании относительно её перспектив в будущем

Road Show

Компания-эмитент в это время проводит серию встреч с потенциальными инвесторами и брокерами, называемую Road Show (в переводе с английского – дорожное шоу). Встречи эти проводятся, как правило, в ходе поездки по крупным мировым финансовым центрам, таким например как Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, Токио и др.

В основе Road Show лежит презентация подготовленная компанией-эмитентом в сотрудничестве с андеррайтером. В ходе презентации, руководство компании должно ответить на все вопросы, возникшие у потенциальных инвесторов таким образом, чтобы привлечь к себе максимум их внимания, а в дальнейшем и денег.

Одновременно с презентацией компании, осуществляется сбор предварительных заявок на её акции. Крупным инвесторам может быть предложено право покупки акций до их официального размещения.

Чем IPO выгодно для андеррайтера и для торговых площадок (бирж)

Проведение процедуры IPO хотя и связано с немалыми финансовыми затратами, сулит немалые прибыли как компании-эмитенту, так и андеррайтеру. Компания-эмитент получает средства на своё дальнейшее развитие за счёт реализации своих акций, а андеррайтер получает свою прибыль за счёт преимущественного права покупки акций (до IPO) и дальнейшей их перепродажи (после IPO) по более выгодной цене.

Чем крупнее и перспективнее компания-эмитент, тем потенциально более выгодно для андеррайтера проведение её IPO. Поэтому андеррайтеры конкурируют за право проведения первичного размещения акций таких компаний и нередко готовы вкладывать в это свои собственные средства.

Торговые площадки также заинтересованы в том, чтобы на них торговались акции крупных, престижных и перспективных компаний. Это положительным образом сказывается на общем объёме торгов и ликвидности биржи. Поэтому торговые площадки также конкурируют между собой за право размещения акций перспективных компаний и нередко устраивают собственные презентации для их руководства.

Основные достоинства и недостатки, возникающие вследствие проведения IPO

Целью проведения IPO, являются те преимущества, которые получит компания после вывода своих акций на свободный рынок. К основным из них можно отнести:

  1. Получение средств необходимых для дальнейшего развития компании. Здесь всё понятно, выпустили акции, продали их, получили деньги, которые не надо никому возвращать (в отличие от того же кредита).
  2. Рыночная оценка компании. Благодаря тому, что акции находятся в свободном обращении, на них складывается справедливая рыночная цена, определяющая в итоге рыночную капитализацию компании. При эффективном управлении и стабильных результатах работы, цена акций растет, увеличивая тем самым рыночную капитализацию и стоимость доли каждого из акционеров.
  3. Рост престижа и узнаваемости компании. Компании прошедшие IPO, по определению становятся более прозрачными (в финансовом отношении), а потому более надёжными в плане потенциальных объектов для инвестиций.

Помимо очевидных достоинств, проведение IPO предполагает и ряд вытекающих из него недостатков:

  1. Высокая стоимость проведения IPO, которая как уже говорилось выше, с лихвой окупается в случае успешного его проведения.
  2. Увеличение финансовой прозрачности компании, наряду со своей привлекательной (для инвесторов) стороной, несёт ряд неудобств для самой компании-эмитента. Это означает: периодические аудиторские проверки, обязательная ежеквартальная отчётность в открытом доступе, раскрытие данных о своих основных акционерах и т.д.

IPO с точки зрения частных инвесторов

Частные инвесторы не обладают такими привилегиями как андеррайтеры или крупные (мажоритарные) инвесторы и не могут приобрести акции до того как они официально будут размещены на бирже. А сразу после размещения, акции обычно показывают сильную нестабильность в цене, их курс некоторое время подвержен сильным колебаниям. Поэтому аналитики обычно рекомендуют покупку акций лишь спустя некоторое время от их размещения, после относительной стабилизации курса.

Во многих случаях покупка акций после IPO приносит инвесторам значительные прибыли. Примером этого могут служить акции Мосбиржи или АЛРОСА, курс которых в настоящее время значительно превышает ту цену, которая была установлена при первичном предложении.

Курс акций Московской биржи после IPO

Есть также ряд отрицательных примеров, когда акционеры, купившие акции после IPO получили в дальнейшем не рост, а снижение их курсовой стоимости. В качестве одного из таких примеров можно привести акции «ВТБ».

Курс акций ВТБ после IPO

Или пример с акциями компании «Русснефть», которые на момент IPO стоили 550 рублей и примерно столько же продолжают стоить и сейчас (спустя 2 года).

Курс акций Русснефть после IPO

Поэтому однозначного ответа на вопрос о том выгодна ли покупка акций на этапе их первичного предложения, не существует. В любом случае этот вопрос требует проведения тщательного анализа, который может быть затруднён недостаточностью информации (ведь до выхода компании на IPO она не обладает той степенью финансовой прозрачности, которая свойственна всем публичным компаниям). На данном этапе всей необходимой информацией обладают лишь инвесторы имеющие доступ к инсайдерской информации, а для широких масс частных инвесторов, компания-эмитент зачастую выступает в роли тёмной лошадки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.