Показатель выплаты дивидендов

Перед любой акционерной компанией, в конце каждого отчётного периода, встаёт вопрос о том, какую часть полученной прибыли выплатить своим акционерам в качестве дивидендов, а какую – направить на своё дальнейшее развитие (реинвестировать). От этого решения в итоге зависит такая величина как показатель выплаты дивидендов.

Иначе данный показатель ещё называют Dividend Payout Ratio (DPR), что в переводе с английского означает коэффициент выплаты дивидендов.

Каждое акционерное общество обязано часть своей прибыли направлять на увеличение резервного фонда. По закону эта часть должна составлять не менее 5% от полученной прибыли. А вот решение о том, в каком размере будут выплачены дивиденды по обыкновенным акциям (и будут ли они выплачены вообще) каждая компания вправе решать по-своему. Что касается привилегированных акций компании, то по ним дивиденды выплачиваются всегда в заранее установленном размере.

Принятие такого решения есть своего рода поиск золотой середины. С одной стороны, выплата дивидендов способствует повышению популярности у инвесторов и, как следствие этого, ведёт к повышению рыночной стоимости компании. С другой стороны, реинвестирование прибыли в дальнейшее развитие, ведёт к увеличению объёмов и качества производимой продукции, снижению себестоимости продукции и т.д. (или, другими словами, ведёт к увеличению реальной стоимости компании).

Как правило, молодые, активно развивающиеся компании, большую часть прибыли направляют на своё дальнейшее развитие. Дивиденды по обыкновенным акциям таких компаний либо относительно небольшие, либо отсутствуют вовсе. Инвесторы, вкладывающие деньги в такие компании, делают акцент не на дивиденды, а на рост курсовой стоимости акций. Акции таких компаний, как правило, относят ко второму и третьему эшелону.

Сложившиеся, хорошо развитые и стабильно работающие компании могут позволить себе направлять большую часть прибыли на дивидендные выплаты. Покупая акции таких компаний, инвесторы в большей мере рассчитывают именно на дивиденды, а не на рост курсовой стоимости акций. Как известно, большинство голубых фишек, к которым относятся именно такие компании, не могут похвастаться более или менее значительным ростом своих акций, чего не скажешь об акциях второго и третьего эшелона.

Расчёт показателя

Показатель DPR рассчитывается по формуле:

DPR = выплаченные дивиденды / прибыль компании

Попросту это отношение той доли прибыли, которую компания направила на выплату дивидендов, к общей прибыли, полученной компанией (после уплаты налога).

Также этот показатель можно рассчитать исходя из дивидендов, выплаченных на одну акцию:

DPR = дивиденд на акцию / прибыль на акцию

Прибыль на акцию (EPS) в свою очередь вычисляется по формуле:

EPS = (ПК – ДПА)/ЧОА, где

ПК – чистая прибыль компании;

ДПА – дивиденды, выплаченные по привилегированным акциям;

ЧОА – число обыкновенных акций компании.

Интерпретация показателя

Данный показатель всегда следует рассматривать в контексте уровнем развития компании-эмитента. Как уже говорилось выше, чем старее компания и чем она более развита, тем большую часть своей прибыли она готова выплатить в качестве дивидендов и, соответственно, тем большим будет показатель DPR.

Напротив, молодым, развивающимся компаниям можно простить низкое значение показателя DDR, поскольку они вынуждены направлять львиную долю всей своей прибыли на дальнейшее развитие. Они пока не достигли того положения, при котором можно позволить себе сместить акцент с развития на дивидендные выплаты.

В общем и целом, следует обращать внимание на динамику изменения показателя DPR. Так его плавный рост с течением времени, свидетельствует о стабильном развитии компании, а вот его снижение, должно, как минимум, насторожить потенциального инвестора, так как оно может говорить, например, о неэффективном управлении компанией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.