Можно сказать, что Stitch Fix (NASDAQ:SFIX) заново изобрел интернет-магазины, сделав их еще проще. Компания сочетает продажи с консультациями профессиональных стилистов, чтобы сделать персонализированные рекомендации по одежде для клиентов, помогая им оставаться в тренде и быть модными.
С момента IPO в 2017 году акции выросли на 460%, легко опередив рынок в целом и превысив доходность конкурирующих ритейлеров. Несмотря на эти невероятные цифры роста, инвесторы все еще не упустили свой шанс и акции Stitch Fix все еще можно назвать достаточно выгодным приобретением.
Что делает Stitch Fix особенным
Розничный рынок одежды является высококонкурентным, и рентабельность его, как правило, низкая. Популярность бренда и модные тенденции могут быть мимолетными, часто меняющимися (разумеется без всякого на то предупреждения). Это означает, что решения, касающиеся новых линий одежды зачастую основываются на определенном количестве догадок. Но у Stitch Fix есть решение такого рода проблем.
В отличие от подавляющего большинства розничных продавцов одежды, Stitch Fix использует данные клиентов для создания персонализированных комплектов одежды, обуви и аксессуаров. Эти комплекты (Fixes) отправляются клиентам, как правило, через регулярные промежутки времени, что позволяет им примерить предлагаемые варианты дома до совершения покупки. Stitch Fix также представила сервис Direct Buy, использующий те же проприетарные алгоритмы искусственного интеллекта для выработки рекомендаций по стилю, но в этом случае клиенты покупают конкретные товары, а не получают выбранный стилистом ассортимент.
Этот подход, основанный на персональных данных о каждом клиенте, обеспечивает компании прекрасное понимание потребительских предпочтений, а это, в свою очередь, должно привести к повышению операционной эффективности и удовлетворенности клиентов. Например, Style Shuffle — это мобильное приложение, которое позволяет пользователям оценивать одежду (ставя лайк, либо дизлайк). Таким образом, Stitch Fix может протестировать новые продукты в этом приложении до того, как запастись этими товарами в центрах выполнения заказов. Это может помочь компании прогнозировать модные тенденции, эффективно управлять запасами и совершать продажи более эффективно, чем традиционные ритейлеры. Со временем эти преимущества должны сделать Stitch Fix более прибыльным, чем его конкуренты.
Еще одним ключевым отличием является отсутствие у компании оффлайновых магазинов. Компания работает в цифровом формате, а это значит, что ей не нужно тратить деньги на недвижимость, чтобы масштабировать свой бизнес. Кроме того, благодаря этому, требуется гораздо меньше сотрудников, чем многим конкурентам. Например, по последним ежегодным заявкам SEC в Stitch Fix работало примерно 8000 сотрудников. В то же время данные по основным конкурентам следующие:
- Gap — 129 000 сотрудников;
- Nordstrom — 75 000 сотрудников;
- Macy’s — 123 000 сотрудников.
Исходя из дохода, получаемого на одного сотрудника, это означает, что Stitch Fix может вести свой бизнес более эффективно, чем многие традиционные розничные торговцы. И со временем это преимущество должно стать более очевидным, помогая компании достичь более высокого уровня прибыльности.
Конкурентное преимущество
В отличие от традиционных ритейлеров, использование Stitch Fix данных о своих клиентах также создает сетевой эффект, дополнительно защищающий бизнес компании. Каждый раз, когда присоединяется новый клиент или существующий клиент принимает определенное решение, он генерирует больше данных. Это улучшает алгоритмы искусственного интеллекта, делая их более эффективными в прогнозировании предпочтений моды и стиля, что выгодно всем пользователям Stitch Fix.
Кроме этого, хотя покупки в Интернете итак гораздо проще, чем покупки в магазинах, способность Stitch Fix предсказывать потребительские предпочтения и автоматически отправлять товары еще больше упрощает этот процесс. Привлекательность такого рода предложения способствовала сильному росту клиентов компании — число активных клиентов увеличивалось в среднем на 20% каждый квартал в течение последних трех финансовых лет.
Наконец, Stitch Fix построила сеть центров исполнения заказов в США и Великобритании, что создает определенный барьер для возможных новых конкурентов, поскольку любой новичок должен сначала построить свою собственную дистрибьюторскую сеть, прежде чем он сможет соответствовать логистическим возможностям компании. И хотя Stitch Fix действительно сталкивается с конкуренцией со стороны других ритейлеров (также строящих свою деятельность с активным использованием данных о своих клиентах) ни один из них не может предложить такого же широкого ассортимента продукции как Stitch Fix. И даже если это изменится в будущем, Stitch Fix все равно будет иметь преимущество первопроходца.
По всей видимости, Stitch Fix извлекает выгоду из своего старта. За последние три года Stitch Fix увеличивала свою выручку быстрее, чем крупные конкурирующие ритейлеры. Валовая прибыль компании оставалась относительно неизменной в течение этого периода времени — от 43% до 45%. А это хороший признак того, что дифференцированная бизнес-модель компании работает.
Заключение
Stitch Fix не приносил прибыли в течение последних 12 месяцев, в первую очередь из-за плохих результатов в третьем и четвертом кварталах 2020 года. Инвесторы должны обратить внимание на рост выручки и прибыли Stitch Fix в ближайшие кварталы. Если рост выручки не ускорится или прибыльность снизится, это может быть признаком того, что Stitch Fix сталкивается с препятствиями, стремясь масштабировать свой бизнес и выйти на новые рынки. Инвесторы также должны помнить, что Stitch Fix предлагает продукт не относящийся к категории повседневно необходимых, а это чревато просадками в периоды кризисов.
При этом Stitch Fix неплохо зарекомендовал себя на протяжении всей пандемии. В течение первого квартала 2021 финансового года (который закончился 31 октября 2020 года) компания сообщила о росте выручки на 10%. Это может показаться не впечатляющим, но пандемия сильно ударила по розничным торговцам, и многие из них по-прежнему демонстрируют двузначное снижение продаж. В контексте этого, способность Stitch Fix двигаться в положительном направлении очень обнадеживает. Я думаю, что благодаря своей эффективной стратегии, у компании есть хорошие возможности для продолжения захвата доли рынка.