Это один из фундаментальных макроэкономических показателей характеризующий текущий уровень инфляции в стране, поэтому иногда его ещё называют индексом инфляции.
Трейдеру он может быть интересен по той причине, что используется в фундаментальном анализе рынка Форекс (его значения для различных стран приводятся в календаре экономических событий).
А кроме этого, он играет важную роль в макроэкономической составляющей фундаментального анализа фондового рынка (в разрезе той страны к которой относится эмитент анализируемых ценных бумаг).
Что такое ИПЦ
ИПЦ (так сокращённо называют индекс потребительских цен) измеряет среднее изменение цен, уплачиваемых потребителями за корзину товаров и услуг, обычно известное как инфляция. По существу, он пытается количественно оценить совокупный уровень цен в экономике и таким образом измерить покупательную способность денежной единицы страны. Для расчета ИПЦ используется средневзвешенное значение цен на товары и услуги, которое аппроксимирует структуру потребления индивида.
В нашей стране его рассчитывает и публикует Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Расчёт ведётся относительно базовой его величины, за которую принимается значение индекса за декабрь предыдущего года (либо за предыдущий месяц).
При этом базовое значение приравнивается к 100, а рассчитываемое значение составляет:
- Величину >100 в том случае, если цены за расчётный период повысились (в стране наблюдается инфляция);
- Величину <100 в том случае, если цены за расчётный период снизились (в стране дефляция).
Например значение ИПЦ равное 107 указывает на уровень инфляции в 7%, а значение в 97 говорит о дефляции в 3%.
Методика расчёта ИПЦ
Рассчитывается индекс до безобразия просто:
Информация для расчёта индекса собирается по всей стране. Мониторятся цены в городах федерального значения, столицах республик и автономных округов, краевых и областных центрах. А кроме этого в ряде районных центров (отобранных в зависимости от географического положения и уровня социально-экономического развития).
Фиксация текущих цен происходит как в магазинах, так и на вещевых и продовольственных рынках, в торговых организациях и в организациях принадлежащих к сфере услуг.
В составе потребительской корзины используемой для расчёта ИПЦ входят группы товаров и услуг наиболее часто потребляемые населением страны. В неё входят товары массового потребительского спроса (при этом берутся в расчёт такие критерии, как их относительная важность для населения и устойчивое наличие в продаже).
Основная погрешность в расчётах ИПЦ связана с методами определения состава потребительской корзины. Суть в том, что её состав со временем может изменяться, а это в свою очередь приводит к тому, что результаты расчёта являются не совсем корректными. В качестве примера можно привести затраты на сотовую связь. Ранее (до середины 90-х годов прошлого столетия) этих затрат не существовало (у широких кругов общества). В базовую корзину соответствующую тому периоду времени конечно входят затраты на проводную телефонию, но эта графа расходов сопоставима лишь по сути, но далеко не по объёмам использования.
Особенности расчёта CPI в США
В англоязычном варианте индекс потребительских цен обозначается аббревиатурой CPI (Consumer Price Index).
Бюро Статистики Труда США (U.S. Bureau of Labor Statistics, BLS) ежемесячно сообщает об CPI и впервые подсчитало его еще в 1913 году. Индекс основан на среднем показателе за период с 1982 по 1984 год (включительно), который был установлен на уровне 100. Таким образом, значение CPI в 100 означает, что с 1984 года инфляция была нулевой, в то время как значения 175 и 225 указывают на рост уровня инфляции на 75% и 125% соответственно. Указанный уровень инфляции фактически является изменением индекса по сравнению с предыдущим периодом, будь то ежемесячно, ежеквартально или ежегодно.
Хотя CPI действительно измеряет изменение цен на множество различных товаров, оплачиваемых потребителями, он не включает в себя такие вещи, как сбережения и инвестиции, и часто из его расчёта могут исключаться расходы иностранных граждан. В его расчёте используется потребительская корзина состоящая из восьми основных типов товаров:
- Одежда;
- Жильё;
- Еда и напитки;
- Медицинская помощь;
- Отдых;
- Образование и связь;
- Транспорт;
- Другие товары и услуги.
Типы CPI
В США существуют два основных типа индекса потребительских цен:
- CPI-W
- CPI-U
CPI-W измеряет индекс потребительских цен для городских наемных работников и служащих. В период с 1913 по 1977 год BLS сосредоточилась на измерении этого типа ИПЦ. Он был основан на домохозяйствах, доходы которых составляли более половины от клерикальных или наемных профессий и в которых, по крайней мере один из работников был занят не менее 37 недель в течение предыдущего 12-месячного цикла. CPI-W в основном отражает изменения в стоимости пособий, выплачиваемых лицам находящимся на социальном обеспечении. Этот показатель ИПЦ основывается на данных не менее 28 процентов населения страны.
CPI-U — это индекс потребительских цен для городских потребителей. Он включает данные по 88 процентов населения США и, соответственно, охватывает более широкие круги общественности. Он был введён в 1978 году, таким образом BLS улучшила ИПЦ и ввела в его расчёты более широкую целевую аудиторию. Этот тип ИПЦ основан на расходах почти всего населения проживающего в городских или столичных районах и включает:
- специалистов;
- самозанятых работников;
- тех, кто живет за чертой бедности;
- безработных;
- пенсионеров;
- городских наемных работников;
- клерков.
Несмотря на введение CPI-U в 1978 году, BLS продолжала измерять традиционный показатель CPI-W. Но с 1985 года двумя основными различиями между этими двумя индексами были веса расходов, присвоенные категориям статей и географическим районам.
Как используется ИПЦ
ИПЦ широко используется в качестве экономического показателя. Это наиболее широко используемый показатель инфляции и, как следствие, эффективности экономической политики правительства. ИПЦ дает правительству, предприятиям и гражданам представление об изменениях цен и может служить ориентиром для принятия обоснованных решений в отношении экономики.
ИПЦ и составляющие его компоненты могут также использоваться в качестве дефлятора для других экономических факторов, таких как:
- Розничные продажи (retail sales);
- почасовая/недельная прибыль (hourly/weekly earnings);
- покупательная способность (purchasing power).
Этот индекс может также использоваться для корректировки уровня правомочности людей на получение определенных видов государственной помощи, включая социальное обеспечение, и он автоматически обеспечивает корректировку прожиточного минимума.
По данным BLS, корректировка стоимости жизни более чем 50 миллионов человек на социальное обеспечение, а также пенсионеров военных и федеральных гражданских служб связаны с ИПЦ.