Интернет-журнал для трейдеров и инвесторов

Коэффициент P/S. Расчёт и особенности применения для оценки акций

Данный коэффициент (мультипликатор) вычисляется как отношение цены акции к выручке, которая приходится на одну акцию или как отношение рыночной стоимости компании к объему продаж.

Формула P/S

Фактически коэффициент P/S показывает, как много инвестор заплатит за каждый рубль выручки компании. Чем меньше значение P/S, тем, при прочих равных, выгоднее покупка акций.

Пример расчёта P/S

Финансовая отчётность публичных компаний (акции которых представлены на биржевом рынке) находится в открытом доступе, поэтому нет ничего проще, как открыть косолидированный отчёт интересующей вас компании и взяв из него данные по рыночной капитализации и объёму продаж, произвести расчёт коэффициента P/S.

Для примера давайте рассчитаем данный показатель для компании ПАО “Ростелеком” на конец 2018 года. Откроем консолидированный финансовый отчёт за 2018 год (он есть на официальном сайте компании).

Консолидированный отчёт Ростелеком

Как видно из отчёта, выручка за 2018 год составила 320,239 миллиарда рублей.

Данные по величине рыночной капитализации компании можно взять из того же консолидированного отчёта, ну или из множества других авторитетных источников в интернете. Вот например данные со Smart-lab.ru:

Как видим, рыночная капитализация компании Ростелеком на конец 2018 года составляла 200,8 миллиарда рублей. Подставляя найденные исходные данные в вышеприведённую формулу получим искомое значение мультипликатора P/S:

P/S=200,8/320,239=0,62

Полученное значение коэффициента меньше единицы, что само по себе очень даже неплохо. Фактически это означает что за каждый рубль выручки компании, акционеры платят по 62 копейки.

Как работать с коэффициентом

Для начала следует знать, что само по себе значение коэффициента P/S не является определяющим для принятия решения о покупке тех или иных акций. Для этого требуется более полный фундаментальный анализ, в том числе с использованием других коэффициентов (P/B, P/E, PEG и других).

Работа с коэффициентом P/S ведётся в двух разрезах:

  1. В плане сравнительного анализа компаний;
  2. В плане его динамики для отдельно выбранных компаний.

Сравнительный анализ предполагает выбор претендентов на покупку по критерию наименьшего значения P/S, ведь как уже сказано, в целом, чем меньше значение данного показателя, тем меньше инвестор платит за каждый рубль выручки компании и, соответственно, тем более для него интересны её акции.

После этого, отобранные компании следует проанализировать каждую в отдельности на предмет динамики коэффициента P/S. В данном случае положительным моментом будет считаться уменьшение этого показателя из года в год (по крайней мере на протяжении последних нескольких лет). Если это снижение происходит на фоне роста объёма продаж, то это говорит о том, что продажи растут быстрее цены акций.

И если возникает такого рода дисбаланс (рост объёмов продаж превышает рост цен на акции), то рано или поздно следует ждать его устранения, то есть того, что цена акций повысится соответственно выручке. Взгляните на эту иллюстрацию:

Зависимость P/S от объёма продаж

Соответственно, обратный сценарий развития событий, когда показатель P/S растёт на фоне снижения выручки, является не очень благоприятным для инвестора. В этом случае нарушенный дисбаланс будет восстанавливаться за счёт снижения цены акций.

Увеличение P/S при уменьшении объёма продаж

Нюансы использования коэффициента P/S

Важным преимуществом этого коэффициента является то, что его можно использовать для оценки любых компаний, в том числе для компаний показавших отсутствие чистой прибыли или  убыток (в отличие от коэффициента Р/Е).

Кроме того выручка, в отличие от чистой прибыли, является более стабильным и объективным показателем т.к. она в меньшей мере зависит от применяемых методов бухгалтерского учета могущих в определенной степени манипулировать показателем чистой прибыли компании.

Не секрет, что бухгалтерская отчётность многих компаний составляется таким образом, чтобы занизить показатели прибыли и тем самым уменьшить уплачиваемые налоги.

В принципе, данный коэффициент можно применять к любым компаниям. Однако, при этом следует учитывать следующие аспекты:

  1. Объективным будет сравнение данного соотношения лишь для компаний принадлежащих к одной сфере деятельности (отрасли);
  2. Коэффициент не очень подходит для анализа страховых компаний или банков, поскольку для них нет такого понятия как выручка или объём продаж, в прямом смысле этого слова.

Используя для оценки акций коэффициент P/S, не следует забывать о том, что ключевым показателем работы компании является ее чистая прибыль. И компании с одинаковым уровнем продаж могут иметь различную чистую прибыль и, соответственно, различную инвестиционную привлекательность.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рубрики
Меню