Когда говорят о конъюнктуре рынка, имеют ввиду ту текущую ситуацию, которая возникает на нём под воздействием всего многообразия экономических, политических и социальных факторов, и характеризуется такими его текущими условиями как:
- Уровень спроса и предложения;
- Объёмы продаж;
- Динамика процентных ставок;
- Уровень цен;
- Валютный курс;
- Уровень заработных плат;
- Конкуренция и т. п.
В общем случае, речь обычно идёт о благоприятной или неблагоприятной (низкой) конъюнктуре. Благоприятная конъюнктура подразумевает сбалансированность рынков, растущие объёмы производства и объёмы продаж, стабильные цены. Неблагоприятная конъюнктура характеризуется дисбалансом рынков, снижением спроса, падением уровня производства, возникновением дефицита, скачущими ценами.
Анализ рыночной конъюнктуры
С учётом текущей рыночной конъюнктуры производят поиск благоприятного момента для выхода на рынок (открытия позиций). В микроэкономике, например, с её учётом определяется целесообразность купли-продажи при текущих условиях и выбор компаний-контрагентов, а в макроэкономике — выбор стран экспортёров.
Можно говорить как о конъюнктуре рынка в целом, так и о конъюнктуре в его отдельных сегментах (фондовый рынок, рынок драгоценных металлов,валютный рынок и т. п.)
Анализируя конъюнктуру отдельных сегментов рынка, необходимо, в обязательном порядке, учитывать и влияние других сегментов и ситуацию на рынке в целом. Такого рода анализ, с точки зрения отдельной компании (на уровне микроэкономики), включает в себя:
- Анализ рыночных показателей (в первую очередь таких, как ёмкость и уровень насыщения рынка);
- Анализ показателей спроса на товары и услуги;
- Оценку распределения рыночных долей других предприятий отрасли;
- Анализ показателей производства отражающий уровень предложения на рынках сбыта;
- Анализ текущего уровня цен и т.д.
На уровне макроэкономики:
- Анализ динамики процентных ставок;
- Анализ динамики уровня инфляции;
- Оценку текущего состояния бюджета и торгового баланса страны (дефицит/профицит и динамика изменения);
- Оценку состояния международной торговли (динамика, основные импортёры и экспортёры) и т.д.
Основной целью анализа конъюнктуры является определение того, в какой мере каждый из оцениваемых факторов оказывает влияние на текущее состояние рынка и на перспективы его развития. И, как следствие этого, выработка тех мер, которые следует принять для наиболее рационального использования имеющихся ресурсов (например, в рамках микроэкономики, меры по наиболее полному удовлетворению спроса на товары и услуги, рассчитанные как на текущий момент времени, так и на более отдалённые временные перспективы).
Основные факторы оказывающие влияние на конъюнктуру рынка
Все факторы оказывающие влияние на конъюнктуру рынка можно подразделить на постоянные и временные, а также на те, которые стимулируют развитие и на те, которые его сдерживают.
В общем и целом, на конъюнктуру рынка оказывают влияние следующие основные факторы:
- Экономическая политика;
- Государственная политика;
- Научно-технический прогресс;
- Сезонность;
- Текущая фаза экономического цикла.
А также такие факторы непостоянного характера, как:
- Масштабные стихийные бедствия;
- Пандемии;
- Военные конфликты;
- Экономические и политические кризисы.
Рассмотрим влияние некоторых из этих факторов более детально:
Влияние политических факторов выражается в том, как текущее направление политики государства отражается на рассматриваемом (анализируемом) сегменте рынка. Например, в свете текущих российских реалий, политика государства влекущая за собой наложение разного рода экономических санкций может отразиться двояко:
- С одной стороны, санкции несомненно оказывают негативное влияние (для этого, собственно, их и накладывают). Например, ограничение ввоза в страну комплектующих для автомобильной промышленности явно способствует ухудшению конъюнктуры в этом сегменте рынка — дефицит комплектующих ведет к уменьшению объемов производства, росту цен и т.п.
- Однако, с другой стороны, те же санкции стимулируют развитие собственного производства внутри страны, а это, в конечном итоге, ведет к независимости отечественного автопрома от дорогостояших импортных запчастей и, как следствию этого, к снижению себестоимости производимой продукции и, соответственно, к улучшению конъюнктуры в данном сегменте рынка.
Влияние научно-технического прогресса можно проследить проследить глядя на эволюцию таких достижений инженерной мысли как паровая машина или телеграф, а позднее факсимильный аппарат, кассеты, дискеты, CD-диски… Все эти революционные в свое время изобретения были вытеснены более совершенными технологиями: паровая машина — дизелем и электродвигателем, телеграф и факс — сотовой связью и интернетом, кассеты и CD-диски — обычными в наше время флешками.
Влияние сезонности достаточно наглядно прослеживается, например, на рынке сельскохозяйственной продукции (осень — период сбора урожая) или на туристическом рынке.
Что же касается таких факторов непостоянного характера, как стихийные бедствия, пандемии и прочее, то здесь всё понятно без комментариев. За примером далеко ходить не надо, в 2020 году весь мир стал свидетелем того, как COVID-19 повлиял на экономику, ухудшив конъюнктуру в большинстве ее отраслей.