Кредитная история (КИ) — это информация о займах и кредитах, которые когда-либо оформлял заемщик. В КИ отражаются суммы и место выдачи денег, графики погашения, наличие просроченных платежей и прочие данные. Банки и МФО, а также другие организации, используют эту информацию для оценки надежности клиента.
Часто можно услышать мифы, которые вводят заемщиков в заблуждение. В статье рассмотрим самые распространенные из них и расскажем, как дела обстоят на самом деле.
С плохой КИ кредиты и займы не дают
Некоторые заемщики переживают из-за просрочки не только потому, что придется платить штраф. Считается, что это понизит кредитный рейтинг и даже МФО не выдаст займ на карту с плохой кредитной историей.
В действительности кредитные организации смотрят не только на этот параметр. Оценивается также уровень дохода, стабильность, место работы, сумма, ликвидность залога.
Не брал деньги — нет кредитной истории
Есть распространенное мнение — если человек ни разу не брал деньги в финансовой организации, то у него нет КИ. Некоторые специально берут небольшие кредиты, чтобы ее сформировать.
Однако даже если человек не подавал заявку на кредит, об этом есть информация в БКИ (бюро кредитных историй). Банк или МФО могут ее запросить и сделать вывод о кредитной нагрузке.
Заемщикам без КИ деньги не выдают
Некоторые считают, что для одобрения выгодного долгосрочного кредита важно иметь безупречную КИ. Банку действительно сложно определить надежность клиента, если у него нет кредитной истории. Но это не значит, что заявку не одобрят.
Плохая КИ не влияет на другие сферы жизни
Многие уверены, что кредитная история интересна только банкам и МФО. Но ее может запросить любая организация. Например, страховые компании, работодатели, каршеринговые сервисы.
Займы в МФО портят кредитную историю
Банки действительно относятся к таким клиентам с осторожностью. Может показаться, что клиент не подошел под строгие требования банков, поэтому вынужден обратиться в МФО.
Но большинство кредитных организаций отказалось от такой оценки. Если человек возвращает деньги вовремя, неважно, где он их взял.
КИ портится из-за досрочных выплат
Это еще один миф, который влияет на поведение заемщиков. Часть клиентов кредитных организаций боятся досрочно выплачивать долг. Они считают, что банк недополучит проценты, поэтому в следующий раз откажет в кредите.
В действительности, досрочное погашение не портит кредитную историю, в отличие от просрочек. Банк все равно успеет заработать на процентах, даже если кредит взят на год, а погашен через три месяца.
Очень маленькая просрочка не испортит кредитную историю
Есть люди, которые считают, что платеж, просроченный на пару дней, не испортит кредитный рейтинг.
Информация о просрочке все равно появится в КИ, даже если она не больше одного–двух дней. Закон обязывает банки и МФО сообщать о любых изменениях.
Все кредитные истории лежат в одном месте
Некоторые считают, что в России всего одно бюро кредитных историй. На самом деле, их шесть. При этом КИ заемщика может оказаться как в одном из них, так и во всех сразу. Это зависит о того, с каким бюро сотрудничает банк заемщика.
Можно проверить свою КИ на Госуслугах
Есть миф о том, что через Госуслуги можно онлайн проверить свою кредитную историю. В реальности, можно получить только список БКИ, в которых хранится кредитная история. А историю уже надо запрашивать в каждом из БКИ. Бесплатный запрос в каждое бюро можно сделать два раза в год.
КИ портят только просрочки по кредитам и займам
Рейтинг заемщика портят не только просроченные платежи в кредитных организациях. Это касается, в том числе и небанковских задолженностей, признанных судом.
Например, может появиться информация о долгах по ЖКХ, если управляющая компания подала в суд. Там же появляются сведения о банкротстве.
Можно исправить КИ за деньги
Еще одно заблуждение. Невозможно убедить БКИ удалить негативную информацию о заемщике. Могут убрать только техническую ошибку. Например, когда в КИ указан кредит, а клиент его не брал. Или отмечена просрочка, которой не было.
При обнаружении ошибки, заемщик подает запрос в БКИ. Затем бюро срочно связывается с банком. Если ошибка подтвердилась, ее исправляют.