Интернет-журнал для трейдеров и инвесторов

Индекс цен производителей: что это такое, как рассчитывается, как интерпретируется

Индекс цен производителей (ИЦП) представляет собой группу индексов, которые рассчитывают и представляют среднее изменение отпускных цен на материалы и комплектующие для производителей товаров и услуг.

Индекс цен производителей

Что показывает ИЦП

Он не является прямым показателем инфляции (в отличии от ИПЦ), однако его рост может являться её предтечей. Ведь возросшие отпускные цены приведут к росту себестоимости производимой продукции и производители попытаются переложить эти издержки на плечи её конечных потребителей (то есть нас с вами).

Таким образом индекс цен производителей можно назвать ранним индикатором инфляции.

Но, с другой стороны, рост ИЦП не всегда говорит о том, что возрастёт индекс потребительских цен и повысится уровень инфляции. На то есть три основных причины:

  1. Рост цен на сырьё, материалы или комплектующие может быть компенсирован производителем за счёт сокращения каких-либо других статей расходов;
  2. В том случае, если производитель всё же повысит отпускные цены на свою продукцию, это не обязательно приведёт к росту розничных цен на неё. Розничные сети также могут компенсировать это подорожание за счёт уменьшения других своих расходов;
  3. Рост индекса цен производителей не обязательно приводит к росту индекса потребительских цен по той простой причине, что они рассчитываются исходя из разных наборов товаров. ИЦП включает в себя динамику цен по промышленным товарам, а ИПЦ по определённой корзине потребительских товаров, а кроме этого включает в себя ещё и услуги.

Отличие ИЦП от индекса потребительских цен

ИЦП измеряет изменение цен с точки зрения продавца и в этом его коренное отличие от схожего показателя именуемого индексом потребительских цен (ИПЦ) и отражающего изменение цен с точки зрения покупателей (конечных потребителей товаров и услуг). Другими словами, этот индекс отслеживает изменение себестоимости продукции.

Ещё одно отличие состоит в том, что ИЦП учитывает лишь цены на товары (и лишь на оптовом уровне), в то время как индекс потребительских цен включает в себя как цены на товары, так и цены на услуги.

Состав индекса

В его охват входят все стадии производства:

  • Заготовительную стадию (сырьё);
  • Промежуточные стадии;
  • Готовую продукцию.

А также все сектора производства:

  • Промышленность;
  • Добыча сырья и полезных ископаемых;
  • Сельское хозяйство.

ИПЦ не учитывает напрямую цены на импортные товары, однако они находят в нём своё отражение через цены на импортируемые сырьё, материалы и комплектующие.

Расчёт индекса

Расчёт ведётся по текущим ценам промышленных товаров отнесённых к их ценам в базовом периоде. Сначала рассчитывается изменение цены для каждой отдельной составляющей индекса:

Формула индекса цен потребителей

ИЦПi — изменение цены для отдельно взятого i-го промышленного товара;

Цт — цена i-го промышленного товара в текущий период времени;

Цб — цена i-го промышленного товара в базовый период.

Затем вычисляется само его значение:

Расчёт ИЦП

n – количество промышленных товаров входящих в состав индекса;

Zi – удельный вес каждого товара составляющего индекс.

Индекс цен производителей по месяцам

В России расчёт индекса осуществляется Федеральной службой государственной статистики (Росстат). Он публикуется ежемесячно на официальном интернет-ресурсе ведомства https://www.gks.ru/bgd/free/B00_24/IssWWW.exe/Stg/d000/I000870R.HTM. При этом текущий индекс рассчитывается на базе индекса прошлого месяца.

Россия - индекс цен производителей

Как интерпретируется

ИЦП отражает динамику цен товаров с позиций производителя перед тем как они будут переданы своим конечным потребителям. Отслеживание этой динамики позволяет инвесторам оценить инфляционное давление в кратко- и среднесрочной временной перспективе. Публикация этого индекса служит предвестником данных по изменению уровня инфляции, а кроме этого используется Центробанком для выстраивания фискальной и денежно-кредитной политики.

В том случае, если в течение длительного времени наблюдается последовательное повышение ИЦП, это закономерно приводит к росту индекса потребительских цен и к возрастанию уровня инфляции. В то же время, такое же долговременное снижение ИЦП приводит к снижению индекса потребительских цен вкупе со снижением показателя инфляции. Поэтому Центробанк внимательно мониторит данный показатель и в случае необходимости корректирует процентные ставки в стране (посредством изменения своей ключевой ставки).

Повышение ИЦП (в пределах запланированных значений) приводит к тому, что производители, в ответ на удорожание закупочных цен, стремятся максимизировать свои прибыли (в частности за счёт оптимизации производственных процессов). Это стимулирует экономику в целом и позитивно сказывается на рынке акций.

Повышение процентных ставок (к которому может привести рост ИЦП) положительным образом сказывается и на состоянии национальной валюты — инвесторы предпочитают держать свои деньги в той валюте которая гарантирует им получение относительно больших процентов. А ещё это стимулирует приток иностранных инвестиций в экономику страны.

Помимо того, что изменение ИЦП является одним из индикаторов инфляции, его повышение можно интерпретировать ещё и следующим образом:

  • Повышение ИЦП на фоне роста экономики страны может стать сигналом возможного ужесточения кредитно-денежной политики. А это, в свою очередь, повышает привлекательность инвестиций в национальной валюте;
  • Если же ИЦП повышается на фоне общего спада в экономике страны, то это может негативно сказаться на промышленности. Причиной этому то, что предприятия опасаются переложить все расходы связанные с ростом себестоимости (которая, в свою очередь растёт вслед за ростом цен на материалы и комплектующие) на потребителей. Опасения эти связаны с возможностью потерять свою долю на рынке сбыта.

Индекс цен производителей в США (PPI)

В США данный индекс именуется PPI (Producer Price Index), его расчётом занимается Бюро статистики труда (BLS). Оно ежемесячно публикует информацию, которая включает в себя измерение цен на почти 10 000 отдельных продуктов производства (и их групп). Эти данные охватывают почти все отрасли промышленности, производящие товары в Соединенных Штатах. Охваченные сектора включают сельское хозяйство, строительство, обрабатывающую и горнодобывающую промышленность и т.п.

До 1978 года PPI был известен как индекс оптовых цен (WPI). В 1982 году BLS сбросил все базы индекса цен производителей до 100 и это значение стало базовым (теперь индексы за все последующие года рассчитываются относительно него).

Реальный пример использования PPI

Предприятия часто заключают долгосрочные контракты с поставщиками. Поскольку цены колеблются с течением времени, заключение таких долгосрочных сделок было бы затруднительным только с одной фиксированной ценой на товары или поставки. Вместо этого предприятие и поставщик обычно включают в контракт пункт, который корректирует стоимость по внешним показателям, таким как PPI.

Например, компания А может получить ключевой компонент для своих смартфонов от отрасли Z. В начале сделки стоимость этого компонента составляет $1, но они включают в контракт положение о том, что цена будет корректироваться ежеквартально с учётом изменения PPI. Таким образом, через три месяца после подписания контракта стоимость компонента может составлять $1.02 или $0.99, в зависимости от того, пошел ли PPI вверх или вниз и насколько он изменился.

Виды PPI

В зависимости от того какие исходные данные закладываются в расчёт, индекс PPI делится на два вида:

  1. PPI input;
  2. PPI output.

PPI input является показателем изменения цен «на входе». Он рассчитывается для тех составляющих, которые необходимы для начала цикла производства. А именно:

  • Для сырья;
  • Для материалов;
  • Для полуфабрикатов;
  • Для комплектующих.

Он не всегда отражает показатели будущей инфляции поскольку его повышение может быть компенсировано снижением прочих издержек производства (например усовершенствованием технологического процесса или уменьшением других расходов).

PPI output («на выходе») рассчитывается на основе изменения цен на готовую продукцию. Его изменение напрямую связано с показателями будущей инфляции.

Классификация PPI

Существует три области классификации PPI, которые используют один и тот же пул данных из Бюро статистики труда. Этими тремя областями являются:

  1. Отраслевая классификация. В данном случае измеряется себестоимость продукции на отраслевом уровне. Отслеживаются изменения цен, полученных для продукции отрасли вне самого сектора, путем расчета чистой продукции отрасли. Индекс цен на продукцию BLS включает более 535 отраслевых списков. Публикации включают более 4000 товарных индексов. Кроме этого, агентство предлагает около 600 индексов для сгруппированной отраслевой информации;
  2. Товарная классификация. Здесь игнорируется индустрия производства, а товары и услуги группируются по сходству и составу. Более 3.700 индексов охватывают производимые товары и около 800 охватывают услуги;
  3. Классификация на основе промежуточного и конечного спроса на товары (FD-ID). Система FD-ID объединяет товарные индексы для товаров, услуг и конструкций в подпродуктовые классы, в которых учитывается конкретный покупатель продуктов. Конечный пользователь или покупатель называется либо конечным потребителем (FD), либо пользователем промежуточного спроса (ID). Эта классификация учитывает физическую сборку и обработку, необходимые для этих товаров. Эта категория включает в себя более 600 целевых индексов FD-ID. Некоторые показатели скорректированы с учетом сезонности.
Вы можете поделиться этой статьёй на своей странице в соцсетях:


Торгую га финансовых рынках с 2008 года. Сначала это был FOREX, затем фондовая биржа. Сначала занимался преимущественно трейдингом (краткосрочными спекуляциями на валютных рынках), но сейчас все больше склоняюсь к долгосрочным инвестициям на фондовом рынке. Хотя иногда, дабы не терять форму и держать себя в тонусе, балуюсь спекуляциями на срочном рынке (фьючерсы, опционы). Пишу статьи на сайт ради удовольствия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
Меню