Андеррайтер

Как трейдер или инвестор, вы вряд ли сталкивались с этим понятием напрямую. Но, тем не менее, оно имеет самое непосредственное отношение к рынку акций. Впрочем, не только к нему, но обо всём по порядку.

Термин происходит от английского слова underwriter, которое, в переводе на русский язык, означает гарант или поручитель.

История возникновения понятия андеррайтинг уходит своими корнями в средние века, когда в купеческой среде начали страховать грузы отправляемые опасным морским путём. Тогда вся процедура сводилась к тому, что купец выступающий в качестве третьей стороны подписывался под тем количеством перевозимого груза своего коллеги, убыток по которому он соглашался покрыть в случае его утраты в силу оговоренных обстоятельств (основным из которых, по понятным причинам, был риск кораблекрушения).

В настоящее время, андеррайтингом принято называть услуги предоставляемые такими финансовыми учреждениями, как банки и страховые компании. В зависимости от сферы деятельности, можно выделить следующие виды андеррайтинга:

  1. Андеррайтинг в банковском деле;
  2. Андеррайтинг на рынке страховых услуг;
  3. Андеррайтинг на рынке ценных бумаг.
Андеррайтинг на рынке ценных бумаг

Андеррайтинг в банковском деле

В банковском деле андеррайтинг является частью системы управления рисками (Risk management). Понятие это напрямую связано с таким видом банковской деятельности, как кредитование и предполагает оценку рисков возникающих вследствие выдачи кредита.

Именно андеррайтер проводит исследование кредитной истории и платёжеспособности клиента запросившего кредит. И уже на основании его выводов принимается решение о том предоставлять или не предоставлять кредит, и на каких условиях это делать (в случае положительного решения).

Существуют единые международные стандарты регулирования банковской деятельности именуемые Базельскими соглашениями. И любой банк претендующий на соответствие международным нормам и правилам, придерживается тех рекомендаций, которые в них изложены. Так вот, одно из таких соглашений именуемое Базель III, делает акцент на качестве организации управления рисками. И именно после обнародования данного документа, сильно возросла потребность в сфере банковского андеррайтинга.

В зависимости от того к какой категории относится клиент банка желающий получить кредит, различают следующие виды андеррайтинга:

  1. Розничный андеррайтиг (работа по оценке рисков непогашения кредита со стороны физических лиц);
  2. Андеррайтинг корпоративных клиентов (оценка рисков непогашения кредитов со стороны юридических лиц).

Андеррайтер работающий с физическими лицами занимается такими вопросами как авто-кредиты, ипотека, выдача кредитных карт и обычных потребительских кредитов. В его обязанности входит проверка всех предоставляемых клиентом сведений, их анализ и принятие решения о выдаче кредита. В качестве основных критериев влияющих на принятие итогового решения выступают выводы сделанные на основе:

  1. Сведений о доходе клиента;
  2. Сведений о трудовом стаже клиента;
  3. Кредитной истории (в случае наличия оной);
  4. Любой другой доступной информации о клиенте.

Андеррайтер работающий с юридическими лицами принимает свои решения на основе анализа:

  • Хозяйственной деятельности компании;
  • Финансовой и бухгалтерской отчётности;
  • Особенностей деятельности компании (отраслевых, маркетинговых и т.п.);
  • Репутации приобретённой компанией за весь период её существования.

Андеррайтинг на рынке страховых услуг

В страховании, описываемый термин также применяется для оценки рисков. Только в данном случае речь идёт уже об анализе вероятности наступления того или иного страхового случая и определении адекватной ему суммы страховой выплаты. Расчёт производится таким образом, чтобы склонить вероятности получения прибыли на сторону страховой компании, одновременно предоставив своим клиентам конкурентоспособное предложение.

В данном случае в обязанности андеррайтера входит:

  1. Подтверждение факта принадлежности страхуемого объекта страховщику;
  2. Анализ всех рисков, которым потенциально подвержен страхуемый объект;
  3. В соответствии с проведённым анализом, определение группы риска для страхуемого объекта и, при необходимости, дополнение условий договора страхования;
  4. Определение адекватного размера страховой премии;
  5. Подписание страхового договора.

Исходя из перечисленных выше обязанностей, можно сделать вывод о том, что андеррайтер на рынке страховых услуг должен обладать следующими основными качествами и навыками:

  1. Аналитический склад ума и способность к анализу и сопоставлению больших объёмов данных;
  2. Умение хорошо ориентироваться в действующем законодательстве (особенно в тех его областях которые касаются страхуемого объекта);
  3. Естественно, знание страхового рынка;
  4. Профессиональные навыки в тех сферах деятельности и отраслях, к которым относятся страхуемые объекты (например, большинство андеррайтеров работающих в сфере медицинского страхования имеют дипломы врачей);
  5. Умение брать на себя ответственность и принимать решения.

Поскольку от результатов работы андеррайтера, в конечном итоге зависит то, в прибыли или в убытке окажется страховая компания, его подпись под договором, в буквальном смысле слова, стоит миллионы.

Андеррайтер — это высококвалифицированный, дорогостоящий специалист. Профессионалы в данной специальности очень высоко ценятся страховыми компаниями и такими кадрами, как правило, никогда не разбрасываются. Известный анекдот хорошо иллюстрирующий отличие андеррайтера от обычного страхового агента:

Если страховой агент и андеррайтер садятся в один автомобиль, то агент давит на газ, а андеррайтер — на тормоза.

Андеррайтер на рынке ценных бумаг

Андеррайтер на рынке ценных бумаг – это юридическое лицо, играющее роль посредника между компанией выпускающей акции (компанией-эмитентом) и покупателями этих акций (а это в том числе и мы с вами). Обычно в этой роли выступают инвестиционные банки. Хотя, в принципе, это может быть любое юридическое лицо обладающее соответствующей лицензией от ЦБ РФ и статусом профессионального участника рынка ценных бумаг.

Весь процесс представляет собой примерно следующее. Компания-эмитент решает выпустить свои акции, т.е. другими словами провести так называемое первичное размещение акций на бирже (IPO). Компания заключает договор с андеррайтером, а тот действует по одному из нижеописанных сценариев (в зависимости от условий, изложенных в заключенном договоре):

  1. Сразу выкупает все размещаемые акции у компании-эмитента, а затем уже реализует их на бирже с собственной наценкой. В этом случае он рискует тем, что часть бумаг продать не удастся;
  2. Обязуется продать максимально возможное число акций из выпуска (снимая тем самым с себя финансовый риск);
  3. Продаёт максимальное число эмитируемых бумаг, а кроме этого обязуется выкупить у эмитента весь остаток эмиссии (который неудастся реализовать в ходе первичного размещения) с целью последующего его размещения;
  4. Действует по принципу “всё или ничего”. Иными словами, обязуется реализовать весь выпуск бумаг. Ну а если в итоге ему это не удаётся, то он лишается своего вознаграждения.

В любом случае, здесь также производится оценка рисков, анализ деятельности компании-эмитента и установление адекватной цены акций на момент их первичного публичного предложения.

По сути своей, андеррайтинг на фондовом рынке это та же самая страховка. В данном случае эмитент ценных бумаг страхуется от того, что не сможет их разместить по своей номинальной стоимости. Вознаграждение андеррайтера в данном случае есть не что иное, как обычная страховая премия. И чем больший риск тот на себя готов взять, тем выше и размер этой премии.

В общем случае роль андеррайтера здесь сводится к следующему:

  1. Проведение подготовительного этапа (разрабатывается проспект эмиссии);
  2. Распределение эмиссии между инвесторами, сначала в форме закрытых подписок (в ходе роад-шоу**), а затем и посредством прямых биржевых продаж;
  3. Поддержание и подогревание интереса к выпущенным ценным бумагам (в т.н. период стабилизации);
  4. Информационно-аналитическая поддержка выпущенных ценных бумаг.

Зачастую бывает так, что компания-эмитент прибегает к услугам сразу нескольких таких посредников. Причиной этого может быть стремление создать определённую конкуренцию между ними, а также расширить круг своих потенциальных инвесторов (кроме этого размер эмиссии может оказаться попросту неподъёмным для одного посредника). В этом случае андеррайтеры могут временно объединяться для осуществления координации своих действий, возникает т.н. синдикат андеррайтеров.


** Роад-шоу (англ. Road show) представляет собой шоу почти в прямом смысле этого слова. По сути, это множество презентаций, званных обедов и фуршетов проводимых по всей стране (или даже в нескольких странах) специально для потенциальных инвесторов. Основная цель данного мероприятия состоит в том, чтобы вызвать максимальный интерес и тем самым поднять спрос на эмитируемые ценные бумаги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Все права защищены. Все материалы представленные на сайте являются интеллектуальной собственностью авторов. Полное или частичное копирование материалов запрещено без указания активной ссылки на источник (www.azbukatreydera.ru)


Материалы сайта "Азбука трейдера" носят исключительно информационный характер. Сайт не несёт ответственности за решения, принимаемые вами на их основе. Вся ответственность за последствия принятых вами решений лежит исключительно на вас. Начиная работу на финансовых рынках убедитесь в том, что вы обладаете достаточным уровнем подготовки и полностью осознаёте все связанные с этим риски