Андеррайтер ценных бумаг

Как трейдер или инвестор, вы вряд ли сталкивались с этим понятием напрямую. Но, тем не менее, оно имеет самое непосредственное отношение к рынку акций. Впрочем, не только к нему, но обо всём по порядку.

Термин происходит от английского слова underwriter, которое в свою очередь означает гарант или поручитель.

Вообще андеррайтингом принято называть услуги, предоставляемые такими финансовыми учреждениями как банки и страховые компании. В зависимости от сферы деятельности можно выделить следующие виды андеррайтинга:

  1. Андеррайтинг в банковском деле;
  2. Андеррайтинг в на рынке страховых услуг;
  3. Андеррайтинг на рынке ценных бумаг.

В банковском деле, андеррайтинг является частью системы управления рисками (Risk management). Понятие это напрямую связано с таким видом банковской деятельности как кредитование и предполагает оценку рисков возникающих вследствие выдачи кредита.

Именно андеррайтер проводит исследование кредитной истории и платёжеспособности клиента банка, запросившего кредит. И уже на основании его выводов принимается решение о том предоставлять или не предоставлять кредит, и на каких условиях это делать (в случае положительного решения).

В страховании, описываемый термин также применяется для оценки рисков. Только в данном случае речь идёт уже об анализе вероятности наступления того или иного страхового случая и определении адекватной ему суммы страховой выплаты. Расчёт производится таким образом, чтобы склонить вероятности получения прибыли на сторону страховой компании, одновременно предоставив своим клиентам конкурентоспособное предложение.

Андеррайтинг на рынке ценных бумаг

Андеррайтер на рынке ценных бумаг – это юридическое лицо, играющее роль посредника между компанией выпускающей акции (компанией-эмитентом) и покупателями этих акций (а это в том числе и мы с вами). Обычно в этой роли выступают инвестиционные банки. Хотя, в принципе, это может быть любое юридическое лицо, обладающее соответствующей лицензией от ЦБ РФ.

Весь процесс представляет собой примерно следующее. Компания-эмитент решает выпустить свои акции, т.е. другими словами провести так называемое первичное размещение акций на бирже (IPO). Компания заключает договор с андеррайтером, а тот действует по одному из нижеописанных сценариев (в зависимости от условий, изложенных в заключенном договоре):

  1. Либо сразу выкупает все размещаемые акции у компании-эмитента, а затем уже реализует их на бирже с собственной наценкой. В этом случае он рискует тем, что часть бумаг продать не удастся.
  2. Либо он обязуется продать максимально возможное число акций из выпуска (снимая тем самым с себя финансовый риск).

В любом случае, здесь также производится оценка рисков, анализ деятельности компании-эмитента и установление адекватной цены акций на момент их первичного публичного предложения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.