Интернет-журнал для трейдеров и инвесторов

Андеррайтер

Как трейдер или инвестор, вы вряд ли сталкивались с этим понятием напрямую. Но, тем не менее, оно имеет самое непосредственное отношение к рынку акций. Впрочем, не только к нему, но обо всём по порядку.

Термин происходит от английского слова underwriter, которое, в переводе на русский язык, означает гарант или поручитель.

История возникновения понятия андеррайтинг уходит своими корнями в средние века, когда в купеческой среде начали страховать грузы отправляемые опасным морским путём. Тогда вся процедура сводилась к тому, что купец выступающий в качестве третьей стороны подписывался под тем количеством перевозимого груза своего коллеги, убыток по которому он соглашался покрыть в случае его утраты в силу оговоренных обстоятельств (основным из которых, по понятным причинам, был риск кораблекрушения).

В настоящее время, андеррайтингом принято называть услуги предоставляемые такими финансовыми учреждениями, как банки и страховые компании. В зависимости от сферы деятельности, можно выделить следующие виды андеррайтинга:

  1. Андеррайтинг в банковском деле;
  2. Андеррайтинг на рынке страховых услуг;
  3. Андеррайтинг на рынке ценных бумаг.
Андеррайтинг на рынке ценных бумаг

Андеррайтинг в банковском деле

В банковском деле андеррайтинг является частью системы управления рисками (Risk management). Понятие это напрямую связано с таким видом банковской деятельности, как кредитование и предполагает оценку рисков возникающих вследствие выдачи кредита.

Именно андеррайтер проводит исследование кредитной истории и платёжеспособности клиента запросившего кредит. И уже на основании его выводов принимается решение о том предоставлять или не предоставлять кредит, и на каких условиях это делать (в случае положительного решения).

Существуют единые международные стандарты регулирования банковской деятельности именуемые Базельскими соглашениями. И любой банк претендующий на соответствие международным нормам и правилам, придерживается тех рекомендаций, которые в них изложены. Так вот, одно из таких соглашений именуемое Базель III, делает акцент на качестве организации управления рисками. И именно после обнародования данного документа, сильно возросла потребность в сфере банковского андеррайтинга.

В зависимости от того к какой категории относится клиент банка желающий получить кредит, различают следующие виды андеррайтинга:

  1. Розничный андеррайтиг (работа по оценке рисков непогашения кредита со стороны физических лиц);
  2. Андеррайтинг корпоративных клиентов (оценка рисков непогашения кредитов со стороны юридических лиц).

Андеррайтер работающий с физическими лицами занимается такими вопросами как авто-кредиты, ипотека, выдача кредитных карт и обычных потребительских кредитов. В его обязанности входит проверка всех предоставляемых клиентом сведений, их анализ и принятие решения о выдаче кредита. В качестве основных критериев влияющих на принятие итогового решения выступают выводы сделанные на основе:

  1. Сведений о доходе клиента;
  2. Сведений о трудовом стаже клиента;
  3. Кредитной истории (в случае наличия оной);
  4. Любой другой доступной информации о клиенте.

Андеррайтер работающий с юридическими лицами принимает свои решения на основе анализа:

  • Хозяйственной деятельности компании;
  • Финансовой и бухгалтерской отчётности;
  • Особенностей деятельности компании (отраслевых, маркетинговых и т.п.);
  • Репутации приобретённой компанией за весь период её существования.

Андеррайтинг на рынке страховых услуг

В страховании, описываемый термин также применяется для оценки рисков. Только в данном случае речь идёт уже об анализе вероятности наступления того или иного страхового случая и определении адекватной ему суммы страховой выплаты. Расчёт производится таким образом, чтобы склонить вероятности получения прибыли на сторону страховой компании, одновременно предоставив своим клиентам конкурентоспособное предложение.

В данном случае в обязанности андеррайтера входит:

  1. Подтверждение факта принадлежности страхуемого объекта страховщику;
  2. Анализ всех рисков, которым потенциально подвержен страхуемый объект;
  3. В соответствии с проведённым анализом, определение группы риска для страхуемого объекта и, при необходимости, дополнение условий договора страхования;
  4. Определение адекватного размера страховой премии;
  5. Подписание страхового договора.

Исходя из перечисленных выше обязанностей, можно сделать вывод о том, что андеррайтер на рынке страховых услуг должен обладать следующими основными качествами и навыками:

  1. Аналитический склад ума и способность к анализу и сопоставлению больших объёмов данных;
  2. Умение хорошо ориентироваться в действующем законодательстве (особенно в тех его областях которые касаются страхуемого объекта);
  3. Естественно, знание страхового рынка;
  4. Профессиональные навыки в тех сферах деятельности и отраслях, к которым относятся страхуемые объекты (например, большинство андеррайтеров работающих в сфере медицинского страхования имеют дипломы врачей);
  5. Умение брать на себя ответственность и принимать решения.

Поскольку от результатов работы андеррайтера, в конечном итоге зависит то, в прибыли или в убытке окажется страховая компания, его подпись под договором, в буквальном смысле слова, стоит миллионы.

Андеррайтер — это высококвалифицированный, дорогостоящий специалист. Профессионалы в данной специальности очень высоко ценятся страховыми компаниями и такими кадрами, как правило, никогда не разбрасываются. Известный анекдот хорошо иллюстрирующий отличие андеррайтера от обычного страхового агента:

Если страховой агент и андеррайтер садятся в один автомобиль, то агент давит на газ, а андеррайтер — на тормоза.

Андеррайтер на рынке ценных бумаг

Андеррайтер на рынке ценных бумаг – это юридическое лицо, играющее роль посредника между компанией выпускающей акции (компанией-эмитентом) и покупателями этих акций (а это в том числе и мы с вами). Обычно в этой роли выступают инвестиционные банки. Хотя, в принципе, это может быть любое юридическое лицо обладающее соответствующей лицензией от ЦБ РФ и статусом профессионального участника рынка ценных бумаг.

Весь процесс представляет собой примерно следующее. Компания-эмитент решает выпустить свои акции, т.е. другими словами провести так называемое первичное размещение акций на бирже (IPO). Компания заключает договор с андеррайтером, а тот действует по одному из нижеописанных сценариев (в зависимости от условий, изложенных в заключенном договоре):

  1. Сразу выкупает все размещаемые акции у компании-эмитента, а затем уже реализует их на бирже с собственной наценкой. В этом случае он рискует тем, что часть бумаг продать не удастся;
  2. Обязуется продать максимально возможное число акций из выпуска (снимая тем самым с себя финансовый риск);
  3. Продаёт максимальное число эмитируемых бумаг, а кроме этого обязуется выкупить у эмитента весь остаток эмиссии (который неудастся реализовать в ходе первичного размещения) с целью последующего его размещения;
  4. Действует по принципу “всё или ничего”. Иными словами, обязуется реализовать весь выпуск бумаг. Ну а если в итоге ему это не удаётся, то он лишается своего вознаграждения.

В любом случае, здесь также производится оценка рисков, анализ деятельности компании-эмитента и установление адекватной цены акций на момент их первичного публичного предложения.

По сути своей, андеррайтинг на фондовом рынке это та же самая страховка. В данном случае эмитент ценных бумаг страхуется от того, что не сможет их разместить по своей номинальной стоимости. Вознаграждение андеррайтера в данном случае есть не что иное, как обычная страховая премия. И чем больший риск тот на себя готов взять, тем выше и размер этой премии.

В общем случае роль андеррайтера здесь сводится к следующему:

  1. Проведение подготовительного этапа (разрабатывается проспект эмиссии);
  2. Распределение эмиссии между инвесторами, сначала в форме закрытых подписок (в ходе роад-шоу**), а затем и посредством прямых биржевых продаж;
  3. Поддержание и подогревание интереса к выпущенным ценным бумагам (в т.н. период стабилизации);
  4. Информационно-аналитическая поддержка выпущенных ценных бумаг.

Зачастую бывает так, что компания-эмитент прибегает к услугам сразу нескольких таких посредников. Причиной этого может быть стремление создать определённую конкуренцию между ними, а также расширить круг своих потенциальных инвесторов (кроме этого размер эмиссии может оказаться попросту неподъёмным для одного посредника). В этом случае андеррайтеры могут временно объединяться для осуществления координации своих действий, возникает т.н. синдикат андеррайтеров.


** Роад-шоу (англ. Road show) представляет собой шоу почти в прямом смысле этого слова. По сути, это множество презентаций, званных обедов и фуршетов проводимых по всей стране (или даже в нескольких странах) специально для потенциальных инвесторов. Основная цель данного мероприятия состоит в том, чтобы вызвать максимальный интерес и тем самым поднять спрос на эмитируемые ценные бумаги.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рубрики
Меню