Это слово происходит от латинского «emissio», что в переводе означает «выпуск». Термином эмиссия принято называть выпуск денежных знаков, ценных бумаг, банковских карт (одним словом разного рода финансовых инструментов). При этом организацию, осуществляющую этот выпуск принято называть эмитентом.
Эмиссия денег
Выпуск денег целиком и полностью подконтролен Центробанку и казначейству. В данном случае именно они выступают эмитентами. Эмиссия денег может быть двух основных видов:
- Безналичная эмиссия
- Наличная эмиссия
Безналичная эмиссия является первичной. Для того чтобы банк смог выдать деньги, они должны прежде отобразиться в виде записей на его счетах. Как правило безналичная эмиссия используется для кредитования хозяйствующих субъектов при этом используется такой инструмент как банковский мультипликатор (с его помощью банк может выдавать кредитов на сумму превышающую его собственные средства).
Эмиссия наличных денег производится либо с целью замены изношенных денежных знаков, либо с целью дополнительного вливания в экономику страны. Такая потребность может возникнуть вследствие роста производства, либо в следствие роста цен.
Изготовление наличных денег (чеканка монет и печать банкнот) осуществляются на монетных дворах. В нашей стране этим вопросом ведает ОАО «Гознак», которое помимо изготовления денег занимается ещё и такими вопросами как исследования в области защиты от подделок и разработка дизайна новых монет и купюр. У «Гознака» есть два монетных двора: в Москве и в Санкт-Петербурге.
Некоторые страны не обладают необходимой базой для изготовления своих денежных знаков. В этом случае они делают заказ на монетных дворах других государств. Так после распада Союза ССР, многие вновь образованные государства попросту не могли обеспечить себя денежными знаками появившейся у них национальной валюты. Ведь печать денег это сложнейшая процедура, технологический процесс которой держится в строжайшем секрете. Украина, например, делала подобный заказ в Канаду, и первые гривны были напечатаны именно там.
Эмиссия ценных бумаг
В качестве эмитентов ценных бумаг могут выступать коммерческие банки, частные и государственные компании. Эмитентом ценных бумаг также может выступать и Центробанк (выпуская, например, облигации государственного займа).
Эмиссия акций является основным инструментом, позволяющим привлекать денежные средства для развития компании эмитента. Эмиссию акций может осуществлять как новообразовавшаяся компания (первичный выпуск акций), так и компания акции которой уже обращаются на рынке. В первом случае эмиссия проводится с целью формирования первоначального (уставного) капитала акционерного общества. Во втором случае целью эмиссии может быть привлечение дополнительных денежных средств для развития компании или, например, консолидация (или дробление) ранее выпущенных акций (см. сплит акций).
Во втором случае, это может привести к уменьшению долей собственности акционеров компании и к уменьшению их дохода (поэтому такого рода эмиссию следует проводить с точным расчётом и осторожностью).
Эмиссия ценных бумаг проводится следующими этапами:
- Всё начинается, естественно, с самого решения о выпуске ценных бумаг;
- Затем принятое решение должно быть утверждено;
- После утверждения необходимо осуществить государственную регистрацию предстоящего выпуска;
- Собственно, само размещение ценных бумаг, предполагающее их возмездную передачу в руки новых владельцев;
- Ну и наконец, подготовка отчёта об осуществлённом выпуске и его предоставление в соответствующие инстанции.
Эмиссия ценных бумаг производится исходя из следующих основных целей:
- Во-первых, таким образом можно сформировать уставной капитал вновь образуемого акционерного общества;
- Также, посредством эмиссии акций можно увеличить уже существующий уставной капитал акционерного общества;
- Целью эмиссии может быть сплит или консолидация уже выпущенных ценных бумаг;
- Эмиссию проводят в случаях реорганизации существующего акционерного общества, а также при его образовании из других форм юридических лиц;
- В тех случаях, когда требуется изменить объём прав, который дают существующие бумаги акционерного общества;
- Для привлечения незаёмных инвестиций с целью пополнения собственного капитала компании (когда речь идёт об эмиссии акций);
- Для привлечения заёмного капитала (когда речь идёт об эмиссии долговых ценных бумаг).
Эмиссия ценных бумаг обычно сопровождается подготовкой документа именуемого «Проспектом эмиссии». В него должен входить следующий минимум данных о компании-эмитенте: