В 2019 году PayPal (NASDAQ:PYPL) приобрела 70% акций китайской компании GoPay (ранее Guofubao Information Technology), что сделало ее первой иностранной платежной фирмой, работающей в Китае. Совсем недавно, по данным Reuters, PayPal усилила свое присутствие в регионе и приобрела оставшиеся 30% GoPay.
PayPal в настоящее время является первой и единственной иностранной фирмой, владеющей платежной платформой в Китае — крупнейшем в мире платежном рынке. Это большое дело для финтех-компании. Ниже приведем основные моменты, которые важно знать инвесторам в связи с этим поглощением.
Большие рыночные возможности
По сравнению с США, мобильные платежи в Китае получили большее распространение. Например, в 2020 году 56% населения Китая использовали мобильные кошельки для совершения хотя бы одного бесконтактного платежа, а 33% всех транзакций в торговых точках оплачивались с помощью смартфона. Для сравнения, в 2020 году только 31% американских пользователей смартфонов совершали бесконтактные платежи с помощью своего устройства, а на смартфоны приходилось всего 15% транзакций в американских точках продаж.
Быстро развивающаяся мобильная индустрия Китая означает, что рыночные возможности PayPal только что стали намного больше. Фактически за 12-месячный период, закончившийся 30 июня 2020 года, объем мобильных платежей в Китае составил 221 трлн юаней ($34 трлн). Теперь, будучи единственной иностранной платформой, которая на 100% владеет китайской платежной фирмой, PayPal имеет преимущество перед подавляющим большинством своих конкурентов.
Это отличная новость для инвесторов, но есть одна оговорка: PayPal теперь будет конкурировать лицом к лицу с Alipay и WeChat Pay — двумя крупнейшими финтех-платформами в мире.
Значительная конкуренция
Alipay Ant Group построила огромную сеть. Согласно недавно опубликованному проспекту первичного публичного размещения акций (IPO) компании, по состоянию на 30 июня 2020 года Alipay имела 711 миллионов активных пользователей в месяц, более миллиарда активных пользователей в год и более 80 миллионов продавцов на своей платформе. Еще более впечатляющим было то, что Alipay обработала $18,3 трлн платежей за 12-месячный период, закончившийся 30 июня 2020 года. Иными словами, примерно 55% объема мобильных платежей в Китае проходило через Alipay. Это помогло компании получить 21,7 миллиарда долларов дохода за тот же период.
Точно так же WeChat Pay Tencent контролирует еще 39% рынка, что дает этим двум финтех-гигантам в совокупности 94% рынка. Абсолютное доминирование этих двух компаний похоже на то, чего достигли Visa и Mastercard за пределами Китая. Другими словами, PayPal предстоит много работы.
Хорошее время для выхода на рынок
Во время последнего отчета о прибылях и убытках генеральный директор PayPal Дэн Шульман изложил стратегию компании в Китае, указав, что главным приоритетом является обеспечение безопасной, надежной и совместимой цифровой платформы. Он также отметил огромные возможности для облегчения трансграничных транзакций и работы с китайскими компаниями, такими как UnionPay (ведущая сеть платежных карт в Азиатско-Тихоокеанском регионе).
Первая цель Шульмана особенно важна (и своевременна), поскольку председатель КНР Си Цзиньпин недавно отключил IPO Ant Group — это произошло после того, как основатель компании Джек Ма открыто раскритиковал правительство за подавление технологических инноваций. С тех пор регулирующие органы в Китае решили подавить то, что они считают монополистической практикой в таких фирмах, как Ant Group и Tencent. В частности, в январе этого года Народный банк Китая разработал законопроект, который позволит проводить антимонопольные расследования в отношении любой компании с 50% долей рынка онлайн-платежей (или любых двух компаний с совокупной долей 66%).
С тех пор Ant Group капитулировала и реструктурировала себя как финансовый холдинг, что означает, что теперь она будет подвергаться гораздо более строгому надзору со стороны регуляторов. Это может замедлить будущий рост компании, даже если (или когда) произойдет ее IPO.
Вывод
Вывод для инвесторов заключается в том, что недавняя турбулентность в финансовой индустрии Китая может открыть путь для PayPal. У компании есть возможность закрепиться, в то время как Alipay и WeChat Pay заняты обеспечением соблюдения новых правил. В то же время небольшой размер PayPal (в Китае) и его приверженность работе с регулирующими органами должны держать компанию вне прицела правительства.
В конечном счете, очень маловероятно, что PayPal свергнет Alipay или WeChat Pay. Но несмотря на это, присутствие компании в Китае дает ей значительный потенциал для роста. Ну и кроме того, как единственная иностранная платежная фирма, имеющая лицензию на работу в стране, PayPal получила новое преимущество.