Муниципальными облигациями принято называть долговые ценные бумаги выпущенные городскими властями с целью займа средств (как у физических лиц, так и у институциональных инвесторов) на муниципальные (городские) нужды. Занятые таким образом средства могут идти на модернизацию и расширение городской инфраструктуры, а также для устранения возникшего бюджетного дефицита. Ликвидность этих бумаг обеспечивается муниципальной собственностью.
Муниципалитетом, по определению, принято называть самоуправляемую административно-территориальную единицу с конкретной, обозначенной территорией и с населением, на этой территории проживающим. Соответственно, к муниципальным облигациям можно отнести долговые бумаги эмитированные и такими небольшими населёнными пунктами, как посёлки и деревни. Однако, ввиду того, что львиная доля такого рода бумаг выпускается всё же городами, обычно под термином муниципальная облигация подразумевают именно бумагу выпущенную городскими властями для обеспечения нужд города.
Часто к разряду муниципальных, относят ещё и, так называемые, субфедеральные облигации. Однако, на мой взгляд, такая классификация не совсем корректна и к субфедеральным, следует относить облигации эмитированные субъектами федерации находящимися на уровень выше городских властей, а именно — регионами и автономными округами.
Плюсы и минусы муниципальных облигаций
К несомненным плюсам такого рода бумаг относят такие их преимущества, как относительная надёжность (хотя отдельный муниципалитет и может объявить себя банкротом, но государство редко такое допускает) и освобождение от налога на прибыль. Кроме этого, по ним выплачивается доход, часто намного превышающий ставку банковского депозита. Доходность муниципальных облигаций в среднем выше того уровня дохода который могут обеспечить ОФЗ или субфедеральные ценные бумаги.
Для снижения долговой нагрузки, обычно, такие облигации погашаются долями. Эта практика носит название амортизации задолженности и заключается она в том, что задолго до окончательной даты погашения, по облигации начинаются выплаты частей основного долга. Это делается для того, чтобы к подходу окончательного срока погашения, не пришлось отдавать всю сумму разом. А кроме этого, такая амортизация снижает ещё и процентную нагрузку на эмитента, ведь купонный доход платится лишь на оставшуюся сумму долга по облигации.
Такого рода амортизация задолженности может рассматриваться инвестором и в качестве достоинства, и в качестве недостатка. Достоинство состоит в том, что если вдруг произойдёт дефолт и муниципалитет окажется несостоятельным (будет объявлен банкротом), то инвестор всё же успеет вернуть часть своих денег. Ну а недостатком является недополучение процентов, ведь они выплачиваются только на оставшуюся сумму долга, и чем большая его часть оказывается возвращена инвестору, тем меньший доход начисляется на оставшуюся. Впрочем, данный недостаток инвестор может легко компенсировать реинвестированием высвободившихся таким образом средств, в другие финансовые инструменты.
К минусам, можно отнести относительно низкую ликвидность таких бумаг, в результате которой у них обычно большой спред. А это, в свою очередь, не добавляет им привлекательности в глазах краткосрочных трейдеров и спекулянтов.
Надёжность муниципальных облигаций хоть и высока, но всё же находится на уровень ниже тех же субфедеральных облигаций или, тем более, ОФЗ. В случае невозможности самостоятельно погасить долг, муниципалитет будет рассчитывать на помощь со стороны государства, которое может оказаться не в состоянии её оказать (его средства будут, в первую очередь, направлены на выплату более приоритетных задолженностей, таких, как ОФЗ например). Таким образом, возможность дефолта отдельного муниципалитета хотя и редкость, но всё же событие из ряда вероятных.
Условия эмиссии муниципальных облигаций
Статьёй девятой Федерального закона от 29.07.1998 №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», определены следующие условия эмиссии муниципальных облигаций:
Эмитент муниципальных облигаций принимает документ в виде правового акта местной (городской) администрации, содержащий следующие основные условия эмиссии:
- Сроки обращения эмитируемых облигаций;
- Номинальную (нарицательную) стоимость одной облигации в рамках конкретного их выпуска;
- Порядок размещения эмитируемых облигаций;
- Порядок осуществления прав по выпускаемым облигациям;
- Порядок погашения и порядок выплаты дохода, размер процентного дохода;
- Иные условия, как то, например, возможность досрочного выкупа эмитентом и др.
Условия эмиссии должны также включать в себя такие данные о финансовом положении муниципалитета, как:
- Информация о бюджете муниципалитета на год выпуска облигаций (доходы, безвозмездные поступления, дефицит (профицит) бюджета и т.п.);
- Информация о суммарном уровне задолженности муниципалитета;
Условия эмиссии муниципальных облигаций подлежат обязательной государственной регистрации сразу в двух своих ипостасях:
- В качестве нормативного правового акта (в порядке специально установленном для такого рода документов);
- В качестве, собственно, условий эмиссии (в порядке установленном для регистрации условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг).
В условиях эмиссии может быть предусмотрено право досрочного выкупа облигаций эмитентом. При этом должны соблюдаться требования установленные бюджетным законодательством РФ.
Основания для отказа в регистрации условий эмиссии
В отдельных случаях, государство может запретить эмиссию тех или иных муниципальных облигаций, отказав в регистрации предоставленных условий. Такое может произойти в силу следующих обстоятельств:
- Если эмитентом будут нарушены требования бюджетного законодательства или законодательства РФ о ценных бумагах;
- Если в предоставленных условиях эмиссии будут обнаружены противоречия с действующим законодательством РФ;
- Если будут нарушены нормы и предельные значения установленные для данного конкретного муниципалитета.
В случае отказа в регистрации, орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию, извещает эмитента в письменной форме (указав все причины, послужившие основанием для отказа). В свою очередь, эмитент вправе обжаловать это решение в суде.